Решение географических задач –важное условие для построения развивающей среды как перспективная цель современного образования Учитель географии МОУ «СОШ 26» Тендитнык Любовь Михайловна
«Велика и поразительна область географии… Где найдутся предметы, сильнее говорящие юному воображению! Какая другая наука может быть прекраснее для детей, может быстрее возвысить поэзию младенческой души!» Н.В. Гоголь
Что такое «новый результат»? Какие качества вы хотите видеть у своего ребенка на выходе из школы, чтобы в современной жизни он был успешен? Умение ставить цель и добиваться ее Умение общаться Умение адаптироваться к ситуации Умение ориентироваться в мире Умение «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт Самостоятельно добывать и применять знания Обладать нравственной, ценностной основой …
4 Образование может не приводить к развитию, но развития без образования не бывает Знания нужны постольку, поскольку они являются ключом к получению нового знания (ориентировочная функция) Важны не знания сами по себе, а система. Она нужна для того, чтобы: правильно определить направление поиска, отличить нужную информацию от ненужной, правдоподобный вывод от неправдоподобного, найти эффективный способ проверки выдвинутой гипотезы.
Авторские разработки Элективный курс для 9-го класса «Развитие образной памяти при работе с географическими картами» Факультативный курс для 7 –го класса «Великие географические открытия и исследования» Факультативный курс дополнительного образования «Школа молодого исследователя»
Изменения в образовательном процессе: «учить надо по-новому!» 1.Обеспечение связи цели и средств: функционально грамотная личность – общеучебные умения – предметные умения – продуктивные, творческие, исследовательские задания 3. Освоение современных принципов и образовательных технологий: проблемно-диалогическая технология, технология работы с текстом, технология оценивания, принципы личностно ориентированного образования, 4. Включение родителей в образовательн ый процесс: от родителя- «контролера» к родителю – помощнику педагога. 2. Изменение позиции учителя: от учителя- «оракула» к учителю- помощнику.
Типы задач, построенных на географическом содержании: задачи на осознанное воспроизведение сложного содержания; учебные задачи, строящиеся на основе информации, входящей в условие задачи: 1.Информация ограничена, но достаточна для решения задачи. 2. Информация выходит за условие задачи, достаточна для ее решения, но должна быть дополнена. 3. Информация избыточна и не должна быть использована полностью; задачи на моделирование и прогнозирование.
Географические задачи способствуют: развитию аналитических навыков; развитию умения «привязать» географические объекты к местности; развитию навыков чтения географических карт; расширению кругозора и эрудиции; развитию процесса мышления; развитию умения сопоставлять и классифицировать.
Задачи на моделирование и прогнозирование Моделирование – процесс построения мыслительной или графической модели природного объекта или явления на основе существующих причинно-следственных связей
14 Как давать полный ответ на продуктивный вопрос? Осмыслить задание (что надо сделать?) Найти нужную информацию (текст, рис…) Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…) Сформулировать мысленно ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во-вторых… и т.д.».) Дать полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя
XII Региональный педагогический симпозиум
Победители олимпиад
НПК
ФИО учащихсяБаллОценка 2007 год 1Барчук Екатерина Владимировна 463 2Белов Артур Олегович 383 3Василенков Вадим Викторович 413 4Кипятков Игорь Сергеевич 453 5Коробешкин Вячеслав Евгеньевич 333 6Любимова Ирина Олеговна 353 7Шатохина Лилия Олеговна 463 8Герасименко Артем Максимович 725 9Печкуров Александр Валерьевич Шестакова Анна Витальевна Галицкая Кристина Юрьевна Ермакова Ольга Анатольевна Шиверская Кристина Олеговна год 1Автушко Мария Витальевна413 2Кирикмасов Роман Евгеньевич604 3Сафонова Дарья Александровна524 4Солодуха Ольга Евгеньевна514 5Федорович Юлия Сергеевна (минимальный балл – 34) 1Ивлева Зоя Сергеевна66 2Калитинская Александра Викторовна55 3Каурцев Иван Николаевич52 Результаты ЕГЭ