Личностные универсальные учебные действия. Возрастные особенности развития у младших школьников. Методист-психолог Жукова И.В. Жукова И.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Особенности формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников Бессонова Е.В. Немцева Т.Г. МБОУ «Гимназия» г. Черногорск.
Advertisements

Формирование личностных универсальных учебных действий Л. В. Шестопалова, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 20»
Содержание универсальных учебных действий (УУД). Инструмент диагностики КлассИзмеряемые результаты Комплексные работы Предметные, метапредметные.
Содержание универсальных учебных действий (УУД). Оценка качества метапредметных результатов (УУД) личностные Обобщенная оценка (по классу) Индивидуальная.
Личностные универсальные учебные действия (ЛУУД).
Виды универсальных учебных действий Личностные действия Регулятивные действия Познавательные действия Коммуникативные действия.
Личностные универсальные учебные действия. Личностная готовность ребенка к обучению в школе Самоопределение Смыслообразование Нравственно – этическая.
Формирование личностных универсальных учебных действий Педагог-психолог МБОУ СОШ 9 Кушова Н.Н.
Задачи:. Требования Т усл. Т обр.пр Т рез. Предметные Личностные Метапредметные П Р К.
Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность. Бернард Шоу, писатель Скажи мне – и я забуду; Покажи мне – и я запомню; Дай сделать – и я пойму.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО: основные подходы, процедуры, инструментарий.
МОУ СОШ 69 Московский район ул.Черняховского, 8а 1 – а класс 1 – а класс.
Педагог-психолог МОУСОШ с. Работки Кузнецова Ольга Евгеньевна ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ- НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
«ВВЕДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ: ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.
Леонова Е.А., учитель начальных классов, МБОУ СШ 82.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий как фактор реализации требований ФГОС Заместитель директора по УВР Васильева З.А.
Выступление на педагогическом совете г. Составила : Занкина М. В. Структура Основной образовательной программы. Универсальные учебные действия.
Транксрипт:

Личностные универсальные учебные действия. Возрастные особенности развития у младших школьников. Методист-психолог Жукова И.В. Жукова И.В.

Взаимосвязь универсальных учебных действий Лич Позн Рег Ком УУД носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания; обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося; овладение УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций на основе формирования умения учиться.

Личностные универсальные учебные действия : направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов; позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными целями и ситуациями; позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. Кто я?...Какой я? Каким хочу быть? Какое значение, какой смысл имеет лично для меня учение?

Личностные Универсальные Учебные Действия Личностные Универсальные Учебные Действия Смыслообразование: -развитие познавательных интересов, учебных мотивов, -формирование мотивов достижения и социального признания -осознанность учения и личная ответственность Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение: -внутренняя позиция школьника; -формирование основ гражданской и культурной идентичности; -формирование адекватной самооценки и самовосприятия -развитие рефлексии Нравственно- этическая ориентация: -знание основных моральных норм; -нравственная оценка событий и поступков; -развитие целостного и морального сознания; -развитие толерантности, отзывчивости; -навыки конструктивного взаимодействия

Самоопределение Внутренняя позиция школьника 6,5-7 лет Самооценка 9-11 лет Смыслообразование Методика «Беседа о школе», модификация Нежновой и др. «Кто я?» «Хороший ученик», Дембо-Рубинштейн, Методика выявления успеха-неуспеха -«Незавершенная сказка», рисуночный тест Лускановой, Методика Гинзбурга 6,5-7 лет -Опросники мотивации, шкала выраженности учебно- познавательного интереса Ксензовой Г.Ю., 9-11 лет Мотивация учебной деятельности

Методика «Хороший ученик» (10-11 лет) Оцениваемые УУД : Личностное самоопределение в отношение эталона «хороший ученик», регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности Описание задания : учащимся предлагается в свободной форме письменно ответить на вопросы: 1.Как ты считаешь, кого можно назвать хорошим учеником. Назови качества хорошего ученика. 2.Можно ли тебя назвать хорошим учеником? 3.Чем ты отличаешься от хорошего ученика? 4.Что нужно, чтобы ты мог уверенно сказать про себя: «Я – хороший ученик». Уровни рефлексивной самооценки: низкий уровень – называет только одну сферу школьной жизни; средний уровень – называет две сферы школьной жизни; высокий уровень – называет более двух сфер и дает адекватное определение задач саморазвития.

Незаконченная сказка Оцениваемые УУД : действие смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребенка ; коммуникативное действие - умение задать вопрос. Описание задания: Ребенку читают незнакомую ему сказку и на кульминационном моменте прекращают чтение. Психолог выдерживает паузу. Если ребенок молчит и не проявляет заинтересованности в продолжении чтения сказки, психолог задает ребенку вопрос: «Ты хочешь у меня что-то спросить?» Критерии оценивания : интерес к сказке и инициатива ребенка, направленная на то, чтобы взрослый продолжил чтение сказки; адекватность высказывания ребенка. Показатели уровня выполнения задания: 1 низкий – ребенок интереса к чтению сказки не проявляет; вопросов не задает, 2 средний– ребенок проявляет интерес к сказке, сам инициативы не проявляет, после дополнительного вопроса психолога спрашивает, чем закончилась сказка; с интересом выслушивает развязку; 3 высокий – ребенок проявляет выраженный интерес к сказке, сам задает вопросы, настаивает на том, чтобы взрослый дочитал сказку до конца.

Нравственно-этическая ориентация Выделение моральной ситуации нарушения нормы/следования норме Дифференциация конвенциональных и моральных норм Усвоение нормы взаимопомощи: «Немытая посуда», 7-8 лет Анкета «Оцени поступок» Е.А. Кургановой, 7-10 лет «Чашка» 6,5-7 лет «Булочка» 7-10 лет Моральная дилемма «После уроков» лет Решение моральной дилеммы на основе децентрации Умение аргументировать выполнение нормы Оценка действий с т.з. моральной нормы Все задания

Конвенциональные и моральные нормы по Э. Туриэлю Конвенциональные нормы: Ритуально-этикетные: культура внешнего вида, поведение за столом, правила и формы обращения в семье. Организационно-административные: правила поведения в школе, на улице, в общественных местах. Моральные нормы: Физическая неприкосновенность личности. Запрет на оскорбление и нанесение обид. Взаимопомощь. Ответственность. Законность (ответственность за нанесение ущерба). Справедливость. Правдивость. Щедрость. Персональные нормы: Индивидуальные предпочтения и приоритеты личности

Анкета «Оцени поступок», 7-10 лет Оцениваемые УУД : Выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм. И н с т р у к ц и я: поставь оценку в баллах мальчику девочке) в каждой ситуации. 1. Мальчик (девочка) не почистил(а) зубы. 2. Мальчик (девочка) не предложил(а) друзьям (подругам) помощь в уборке класса. 3. Мальчик (девочка) пришел (пришла) в школу в грязной одежде. 4. Мальчик (девочка) не помог(ла) маме убраться в квартире. 5. Мальчик (девочка) уронил(а) книгу. 6. Мальчик (девочка) во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе. 7. Мальчик (девочка) не угостил(а) родителей конфетами. …И т.д. - всего 18 вопросов. Оценка поступка в баллах: 1 балл – так делать можно; 2 балла – так можно делать иногда; 3 балла – нельзя; 4 балла – ни в коем случае! Уровни оценивания: 1.Низкий. Сумма баллов по недопустимости нарушения конвенциональных норм превышает более чем на 4 балла. 2.Средний. Суммы равны (плюс-минус 4 балла) 3.Высокий. Сумма баллов по недопустимости нарушения моральных норм превышает более чем на 4 балла.

Результаты освоения Личностных Универсальных Учебных Действий: Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат У ребенка сформирована учебная мотивация и развиты мотивы достижения и социального признания У ребенка сформирована адекватная самооценка Ученик видит свои сильные и слабые стороны понимает, кто он в этом мире и чем ему хотелось бы заниматься Ученик знает основные моральные нормы Ученик умеет делать нравственный выбор и давать моральную оценку поступкам и событиям У ребенка развиты рефлексия, эмпатия и эмоциональная отзывчивость; доброжелательность, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается У ребенка сформирован целостный образ мира, уважение к культуре и истории, к себе, людям и окружающему миру

Спасибо за внимание!