Нормативные правовые основы и опыт религиоведческого, культурологического и религиозного образования в государственных общеобразовательных школах Российской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нормативно - правовые основы и опыт религиоведческого, культурологического и религиозного образования в государственных общеобразовательных школах Российской.
Advertisements

Нормативные правовые основы и опыт религиоведческого, культурологического и религиозного образования в государственных общеобразовательных школах Российской.
Религиоведение. Конференция «Религиоведение в России. К 50-летию кафедры философии религии и религиоведения» 2-3 февраля 2010 года.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) цели, задачи, основные этапы и принципы апробации, структура курса.
Нормативные правовые основы и опыт религиоведческого, культурологического и религиозного образования в государственных общеобразовательных школах Российской.
О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.
«Основы религиозной культуры и светской этики». Почему изучения религиозных культур и светской этики должно быть включено в программу обучения общеобразовательной.
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и.
. Введение курса ОРКСЭ в МБОУ СОШ 16 пос. Красносельского.
Нормативно правовое обеспечение внедрения курса ОРКСЭ на муниципальном уровне.
1 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Департамент образования и молодежной политики О введении комплексного учебного курса «Основы религиозной культуры.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Основы религиозных КУЛЬТУР и светской этики 1. Цели 2. Задачи 3. Внедрение.
Нормативно-правовое обеспечение реализации государственной политики в области духовно- нравственного воспитания.
О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Родительское собрание по вопросам свободного и компетентного выбора модуля по курсу ОРКСЭ 12 марта 2014 года.
Бухарина Светлана Васильевна- руководитель методического объединения учителей начальных классов, учитель высшей категории.
Родительское собрание О комплексном курсе «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)
Основы религиозных культур и светской этики (орксэ)
КОНЦЕПЦИЯ И СТРУКТУРА КУРСА ОРКСЭ. АКТУАЛЬНОСТЬ, ПРИЧИНЫ ВВЕДЕНИЯ КУРСА Падение нравственности. Сокращение рождаемости. Распространение сектантства. в.
Транксрипт:

Нормативные правовые основы и опыт религиоведческого, культурологического и религиозного образования в государственных общеобразовательных школах Российской Федерации. курсы повышения квалификации тренеров – преподавателей «Основы религиозных культур и светской этики» января 2010 года.

2 Законодательные нормы Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», а также Закон Российской Федерации «Об образовании» устанавливают, что государство должно обеспечивать светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

3 Религия как часть мировой культуры Следует различать процессы обучения школьников религии и обучения знакомства) обучающихся культурологическими и религиоведческими дисциплинами. Изучение исторических и культурных основ религий в системе образования должно формировать у обучающихся представление о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, являться основой воспитания межнациональной, межконфессиональной толерантности, способствовать осознанному выбору мировоззрения

4 Основы для преподавания знаний о религии Мероприятия, реализуемые в рамках плана Приоритетных направлений национальной образовательной политики в системе общего образования в условиях его модернизации Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации (одобрена приказом Минобрнауки России от 3 августа 2006 г. 201) Сеть общеобразовательных учреждений с этнокультурным (национально-региональным) компонентом

55 Знания о религии в школьных предметах В настоящее время знания об исторических и культурных основах религий в рамках общеобразовательных предметов включены отдельными темами в курсы истории, литературы, обществознания, мировой художественной культуры, преподаются в форме факультативных занятий, элективных или специальных курсов.

Всего в субъектах РФ изучается 97 различных предметов, в той или иной степени включающих вопросы истории и культуры религии. Предмет Количество регионов (из базы 67), в которых предмет изучается % регионов (из базы 67) ОПК (Православная культура) Религии мира История религий России Истоки 9 13 МХК 6 9 Религиоведение 5 7 Основы ислама 5 7 История религий 5 7 Основы буддизма 4 6 Основы духовной культуры 4 6 6

7 Знания о религии в школьных предметах В подавляющей части субъектов РФ (до 90 % из предоставивших информацию) на изучение истории и культуры религии отводится по 34 академических часа в год. Причем этот показатель одинаков для всех классов (начальных, средних, старших). Знакомство обучающихся с историей и культурой религий народов России не может и не должно замыкаться в рамках классно-урочной формы. Огромные возможности в этом направлении предоставляет система дополнительного образования

8 Обучение религии. Международные нормы Международные правовые нормы устанавливают, что «государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать, чтобы такие образование и обучение соответствовали их собственным религиозным и философским убеждениям» (Конвенция ООН о борьбе с дискриминацией в области образования, Протокол 1 к Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод).

9 Обучение религии в РФ - Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (статья 5) закреплено право родителей обучать детей религии вне образовательной программы (под обучением религии понимается преподавание основ вероучения) - П риказ Минобразования России от 1 июля 2003 г «О предоставлении государственными и муниципальными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ» (зарегистрирован в Минюсте России 5 августа 2003 г. 4955).

10 Обучение религии в регионах РФ Однако данное законом право, получившее развитие в приказе Минобразования России, используется религиозными организациями крайне редко. По информации 2008/2009 учебного года (67 регионов) Всего 90 школ (из них 39 в Центральном федеральном округе и 46 в Приволжском федеральном округе) имеют договорные отношения на использование помещений образовательных учреждений для обучения детей религии вне рамок образовательных программ. Количество обучающихся – 2521 человек

Анализ анкетирования родителей Анкетирование родителей было проведено в 12 субъектах РФ (всего опрошено более 170 тыс.родителей): Костромской, Курской, Смоленской, Ярославской, Ростовской, Калининградской областей; Краснодарского, Хабаровского, Алтайского краёв; Республик Карелия и Бурятия, Еврейской автономной области. 64% положительно относятся к введению в учебные программы общеобразовательных школ предметов по истории и культуре религии (отрицательно – 15%, безразлично – 8%); 56% считают, что предмет по истории и культуре религии должен быть факультативным (обязательным – 21%, преподаваться только в воскресных школах – 14%); большая часть родителей в первую очередь выделяют воспитательную роль предметов по истории и культуре религии (изучение ИиКР нужно для общего развития – 60%; изучение ИиКР способствует духовному развитию – 46%) 11

Анализ анкетирования родителей 12

13 Анализ анкетирования родителей