Педагогические технологии
Технология – это совокупность процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства. Согласно словарю С.И. Ожегова
С греческого (techne – умение; logos – учение): Технология – совокупность методов, осуществляемых в каком-либо процессе.
Педагогическая технология – это совокупность приемов и соответствующих им педагогических приемов и способов воздействия на развитие, обучение и воспитание школьника.
гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место; самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить; Информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и прежде всего перед школой задачу подготовки выпускников, способных:
грамотно работать с информацией, уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем; быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. Информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и прежде всего перед школой задачу подготовки выпускников, способных:
Педагогические технологии 1. Обучение в сотрудничестве; 2. Технологии кооперативного обучения; 3. Технология проблемного обучения; 4. Модульное обучение; 5. Игровые технологии; 6. Интернет - ориентированные педагогические технологии; 7. Метод проектов; 8. Исследовательский метод; 9. Мозговой штурм.
Обучение в сотрудничестве В основе лежит три идеи: 1. обучение в коллективе; 2. взаимооценку; 3. обучение в мелких группах. Обучение в сотрудничестве предполагает организацию групп учащихся, работающих совместно над решением какой, либо проблемы, темы, вопроса. При этом четко выделяются две процессуальные стороны обучения в сотрудничестве: общение учащихся друг с другом в составе ученического коллектива; собственно процесс обучения.
Технология кооперативного обучения Это технология обучения в малых группах. Члены общей группы или класса разделяются на несколько малых групп и действуют по инструкции, специально разработанной для них преподавателем. Каждый из учащихся работает над своим заданием, своей частью материала до полного понимания изучаемого вопроса и завершения работы над ним. Затем учащиеся обмениваются находками таким образом, что работа каждого является очень важной и существенной для работы всех остальных, поскольку без неё задание не будет считаться выполненным (часть важной информации будет потеряна, другие учащиеся группы её не получат).
Технология проблемного обучения В процессе проблемного обучения внимание учащихся фокусируется на важных проблемах, они стимулируют познавательную активность, способствуют развитию умений и навыков по решению проблем. Образовательный процесс строиться вокруг учащегося, вся работа организуется в малых группах. Роль учителя сводиться к наблюдению, поддержке – не более. Эти проблемы будят любознательность учащихся и способствуют тому, что они самостоятельно осваивают большие объемы знаний. Учащиеся начинают мыслить критически и аналитически, учатся искать соответствующие источники информации и ресурсы, необходимые для решения стоящей проблемы. Проблемы, которые ставят перед учащимися, ставиться в системе, то есть, с каждой новой проблемой происходит усложнение материала, учащиеся достают новую информацию и переходят с одного уровня на другой.
Модульное обучение Учащиеся при модульном обучении всегда должны знать перечень основных понятий, навыков и умений по каждому конкретному модулю, включая количественную меру оценки качества усвоения учебного материала. На основе этого перечня составляются вопросы и учебные задачи, охватывающие все виды работ по модулю, и выносятся на контроль после изучения модуля. Как правило, формой контроля здесь является тест. Учебный курс, как правило, включает три модуля. При этом отдельным модулем может быть и теоретический блок, и практические работы, и итоговые проекты.
Игровые технологии В настоящее время игры широко используются лишь в сфере начального образования, средняя и высшая школы обращаются к ним очень редко. Виды игр: Имитационные – имитируется деятельность какой-то организации, предприятия фирмы. Имитироваться могут быть события, конкретная деятельность людей; Операционные – помогают отработать выполнение каких-либо специфических операций (формирование навыка работы с электронной почтой). Игры проводятся в условиях, имитирующих реальные. Исполнение – отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. В отличии от игры вообще педагогические игры обладают существенным признаком – четко поставленной обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью.
Интернет-ориентированные педагогические технологии Данные технологии все чаще используются при дистанционном обучении: 1. Индивидуальное обучение; 2. Парное обучение (репетиция, друзья по переписке, совместная творческая работа, рецензирование); 3. Коллективное обучение (диспут, доклад).
Метод проектов Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно- познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта или явления. Результаты выполненных работ должны быть «осязаемы», т.е., если это теоретические проблемы, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. В основе методов проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Работа над проектом тщательно планируется преподавателем и обсуждается с учащимися.
Исследовательский метод Этот метод обучения очень часто лежит в основе проектной деятельности учащихся, как в рамках обычных, так и в телекоммуникационных учебных проектов. Основная идея исследовательского метода обучения заключается использование научного подхода к решению той или иной учебной задачи. Работа учащихся в этом случае строится по логике проведения классического научного исследования, с использованием всех методов и приемов научного исследования, характерных для деятельности ученых. Этапы организации учебной деятельности: 1. Определение общей темы исследования, предмета и объекта исследования; 2. Выявление и формирование общей проблемы; 3. Формирование гипотез; 4. Определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез; 5. Сбор данных; 6. Обсуждение полученных данных 7. Проверка гипотез.
Мозговой штурм Это метод выработки большого количества идей за короткий промежуток времени наиболее эффективен при коллективном поиске решения проблем в группе, состоящей не более чем из двенадцати человек. Каждый член группы предлагает, как минимум, одну идею по решению проблемы. Идеи не подлежат оценки, дискуссии или критики. Оптимальная продолжительность мозгового штурма около 30 минут.
Спасибо за внимание.