Презентация Синельниковой Людмилы к конкурсу «Мы сильны нашей дружбой» Верхнестепновская школа 4
Календари указывают, что 4 ноября - День народного единства российский государственный праздник, отмечающийся с 2005 года. При этом издавна, согласно православному церковному календарю в этот день отмечается «Празднование Казанской иконе Божией Матери» (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году).
22 октября (1 ноября по григорианскому календарю) 1612 года бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. Князь Пожарский вступил в Китай - город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы. 26 октября (5 ноября по григорианскому календарю) командование гарнизона интервентов подписало капитуляцию, выпустив тогда же из Кремля московских бояр и других знатных лиц. На следующий день (27 октября) гарнизон сдался. В конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царём Михаила Романова, первого русского царя из династии Романовых. В 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери, 22 октября (по юлианскому календарю), был объявлен государственным праздником, который праздновался в течение трех столетий вплоть до 1917 года.
Как считают ученые, из-за увеличения за прошедшие века разницы между юлианским и григорианским календарём этот день сместился на 4 ноября. При принятии решения о праздновании наши политики долго спорили. С одной стороны, освобождение Москвы от польских интервентов народным ополчением под предводительством Минина и Пожарского продемонстрировало героизм и сплочённость всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. Как сказал один из инициаторов введения праздника, Патриарх Алексий, «этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру».
Кстати, не многие знают, что первоначально в 1818 году памятник Минину и Пожарскому по указанию скульптора Мартоса был установлен в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа), и только в 1931 году памятник посчитали помехой для демонстраций и парадов боевой техники и переместили к собору Василия Блаженного.
С другой стороны, указывалось, что праздник 4 ноября не имеет никакой исторической связи с описанными выше событиями, что неправильно датировать старые праздники в новом стиле и что еще не правильней давать церковному празднику Казанской иконы Божией Матери статус государственного. К тому же, понятно было, что основная цель принятия нового праздника - отмена советского праздника – очередной годовщины Великой Октябрьской социалистической революции.
Тем не менее, праздник был принят и уже шесть лет отмечается, но по мнению многих политологов - новый праздник не прижился в России. Начиная с 2005 года, основными формами празднования были (перечисляю по статистике): крестные ходы в разных городах с участием глав администраций, благотворительные акции, фестивали творчества детей, митинги. В 2006 году в Нижнем Новгороде планировалось грандиозное шоу, в котором должны были принять участие более актеров, но оно не состоялось.
«Апофеозом» празднования стал 2007 год, когда Владимир Хотиненко снял исторический фильм «1612», в Нижегородском Кремле устроили показательную схватку «ополченцев» с «захватчиками», а в Санкт- Петербурге тематическую квест-игру «Минин и Пожарский вступили в Схватку с врагом». Но с этого момента прошло уже четыре года, а популяризации праздника не произошло.
Но праздник стал поводом вспомнить русских, пусть не былинных, но героев – Минина, Пожарского и Сусанина вместе с ними.