Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в начальной школе Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай сделать – и я пойму. Китайская притча
Актуальность проблемы В последние годы происходят изменения в характере обучения. Главной целью современного образования становится формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Реализации данной цели образования отвечает личностно-деятельностный подход.
Психологическая база деятельностного подхода Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина Культурно-историческая теория Л.С. Выготского Теория деятельности А.Н. Леонтьева Теория учебной деятельности и учебного предмета В.В. Давыдова …
«… Величайшим психологическим грехом всей схоластической и классической системы образования был совершенно отвлеченный и безжизненный характер знаний. Знание усваивалось как готовое блюдо, и решительно никто не знал, что с ним делать. При этом забывалась сама природа знания, как и природа науки : оно не есть готовый капитал или готовое блюдо, знание всегда деятельность, война человечества за обладание природой » Лев Семенович Выготский (1896 – 1934)
Наглядность и моделирование «Наглядность, создавая наиболее легкий и удобный путь для усвоения знаний, вместе с тем в корне парализует привычку к самостоятельному мышлению, снимает с ребенка эту заботу и сознательно устраняет из воспитания все моменты сложной переработки опыта, требуя, чтобы все нужное преподносилось ученику в расчлененном, разжеванном и переваренном виде. Между тем необходимо позаботиться именно о создании наибольшего числа затруднений в воспитании ребенка как отправных точек для его мыслей». Л.С. Выготский
Мотивация «Чрезвычайно легко вызвать интерес, рассказывая анекдоты на уроках истории, но трудно при этом уберечься от того, чтобы это был интерес не к анекдоту, а к истории». Таким образом, правило заключается в том, чтобы не только вызвать интерес, но чтобы интерес был как должно направлен. Следует всегда придерживаться психологического правила перехода от естественных интересов ребенка, которые мы у него находим в достаточном количестве, к интересам прививаемым
Оценка и отметка «... награда и наказание являются психологически совершенно недопустимым средством в школе. Помимо всех прочих вредных влияний... они вредны уже тем, что бесполезны, т.е. бессильны вызвать надобный нам род деятельности, так как вводят неизмеримо более могущественный интерес, который заставляет, правда внешне, совпадать поведение ребенка с тем, которого мы желаем, но внутренне оставляет его совершенно неизменным....Чрезвычайно легко, исходя из естественного отвращения ребенка к боли, застращать его розгой и тем заставить сдерживать свою дурную привычку, но это не уничтожает ее, а напротив, вместо одной дурной привычки прививает еще новую: подчинение страху. Так же обстоит дело с наградой: легко вызвать реакцию, если исполнение ее будет связано для ребенка с получением удовольствия, но, коли мы хотим воспитать в ребенке именно эту реакцию, мы должны позаботиться о том, чтобы удовлетворение и удовольствие связывалось именно с реакцией, а не с ожидаемой наградой. Л.С. Выготский
« В современных условиях обучения традиционная формула « знаю, но еще не умею » трансформируется в формулу « не умею, значит не знаю ». Только становясь субъектом собственных действий и собственной деятельности, человек впервые обретает возможность стать личностью » Василий Васильевич Давыдов (1930 – 1998)
« И ум с самого начала нужно воспитывать так, чтобы противоречие служило для него не поводом для истерики, а толчком к самостоятельной работе, к самостоятельному рассмотрению самой вещи » Эвальд Васильевич Ильенков (1924 – 1979) «Человек, которого воспитали в мнении, что «дважды два четыре» есть несомненное, над которым и задумываться недопустимо, никогда не станет не только великим математиком, но даже и просто математиком. Он не будет уметь вести себя в сфере математики по-человечески».
« Всякая попытка создания новой технологии обучения встречает сопротивление сторонников традиционно сложившейся системы. Самое интересное – мотивировки, на основании которых идет борьба с разработкой новых технологий. Не имея возможности оспорить принципиальные научные положения, лежащие в основе экспериментально подтверждаемой новой технологии, критики отвергают ее под предлогом невозможности немедленно внедрить в широкую школьную практику » Даниил Борисович Эльконин (1904 – 1984)
Этапы деятельностного метода (Л.Г. Петерсон)
Деятельностный метод– обучение через деятельность Формируются умения учащихся: ставить учебные цели; планировать учебную деятельность; выполнять учебные действия; оценивать себя и других; прогнозировать собственную учебную деятельность.
Этапы деятельностного метода (Л.Г. Петерсон)
Личностная составляющая: В рамках данного подхода можно вести речь о комплексном развитии эмоционально-образной, когнитивной, деятельностной сфер личности.
Сравнительная характеристика традиционного и деятельностного обучения. Показатели для сравнения Традиционное обучение Деятельностный подход Интегральная характеристика «Школа памяти»«Школа развития» Цель Формирование знаний, умений и навыков Саморазвитие личности Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником Репродуктивный, воспроизводящий Продуктивный, творческий, проблемный Характер взаимоотношений Субъект – объектный (учитель – ученик) Субъект – субъектный (учитель – ученик) Характер и стиль взаимодействия Авторитарность, монологичность, закрытость Демократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность
Формы организации Фронтальные, групповые (ориентация на среднего ученика) Групповые + индивидуальные Преобладающий метод обучения Иллюстративно- объяснительный (репродуктивный), информационный Деятельностный; проблемно-поисковый; исследовательский «Формула обучения» Знания – репродуктивная деятельность Проблемная деятельность - рефлексия - знания Способы усвоения Заучивание, деятельность по образцу Поисковая, мыслительная деятельность, рефлексия Функции учителя Носитель информации, хранитель норм и традиций; пропагандист предметно – дисциплинарных знаний Организатор сотрудничества; консультант, управляющий поисковой работой учащихся Позиция ученика Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие интереса к личностному росту Активность, наличие мотивов к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности
Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой. А.А. Леонтьев