Буквы Ъ и Ь 6 класс Автор презентации: Крюкова Марина Анатольевна, учитель русского языка БОУ г. Омска «Гимназия 62» 2013
План урока 1.Формулируем тему и цели урока. 2.Проводим лингвистические исследования. 3.Вспоминаем правило. 4.Решаем лингвистические задачи. 5.Подводим итоги урока.
Мотиватор
Этап 1 Формулируем тему и цели урока
Какие буквы кардинально отличаются от остальных? Почему? ЙАЗЮЪЯМЬЙАЗЮЪЯМЬ Ответ: Ъ и Ь не дают никакого звука «молчащие» буквы
Тема урока:
Цели урока: выяснить, какова роль Ъ и Ь в русском языке; повторить, расширить и обобщить сведения об употреблении Ъ и Ь; научиться применять правило на практике; научиться выполнять задание в формате ЕГЭ связанное с данной темой.
Это интересно! Прежнее название буквы Ъ - «ер». Раньше Ъ писался в конце слов после твёрдых согласных: домъ, ехалъ, городъ. Ъ называли «бездельником» и «кровососом», т.к. он съедал 8% времени и бумаги. До реформы в языке в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» из 2080 стр. на Ъ приходилось более 70 стр.
Это интересно! Буква Ь по происхождению является славянской. Старое название буквы Ь – ерь. Буква Ь (ерь) употреблялась чаще всего для смягчения согласного, а также выполняла роль гласного, близкого к звукам О и Э.
Этап 2 Лингвистические исследования. Роль Ъ и Ь в русском языке
Можно ли обойтись без Ъ и Ь? Из данных слов исключить Ъ и Ь. Что изменилось? семья съел польёт вьюга тушь плачь Ответ: меняется ЧР, ЛЗ слова или слово теряет смысл! вюга сел полёт семя туш плач
Какова роль Ъ и Ь в русском языке? Установите соответствия. 1.для разделения гласного и согласного звуков 2.для обозначения мягкости согласного 3. для указания на грамматическую форму 1.помощь 2.окрестность 3.подъезд 4.намажьте 5.стрельба 6.беречь 7.соловьи 8.съедобный 9.поёшь 3, 7, 8 2, 5 1, 4, 6, 9
Сделать вывод о роли Ъ и Ь в русском языке для разделения гласного и согласного звуков для обозначения мягкости согласного для указания на грамматическую форму
Этап 3 Вспоминаем правила написания разделительных Ъ и Ь
Пользуясь схемами, рассказать о правописании разделительных Ъ и Ь
Обратите внимание на случаи, когда Ъ и Ь не пишутся!
Не попадись в ловушку!
Этап 4 Решаем лингвистические задачи
Задача 1. Объяснить постановку Ъ и Ь Ъ сЪедобный субЪективный четырёхЪярусный межЪевропейский Ь досЬе друзЬя зимовЬе баталЬон вЬющийся
Задача 2. В каком ряду во всех словах пишется Ь? 1.бул…он, б…ёт, кол…е, волч…его 2.кан…он, п…ёт, в…юга, суб…ект 3.почтал…он, бел…ё, п…яный, об…ект 4.шампин..он, л…ёт, заяч…его, с…ёмка
Задача 3. В каком ряду во всех словах пишется Ъ? 1.с…есть, пред…явить, бул…он, сверх…естественный 2.раз…яриться, кол…е, четырёх…ярусный, двух…этажный 3.с…экономить, раз…ехаться, при…ятель, раз…ять 4.пред…юбилейный, под…езд, из…явить, под…язычный
Задача 4. Третий лишний 1.В…ехать, в…ётся, в…явь 2.Без…ядерный, без…укоризненный, без…аварийный 3.Под…езд, под…юбник, под…ячий 4.Гнездов…е, изголов…е, зимов…е 5.Ин…яз, ин…екция, ин…юрколлегия 6.Трех…ярусный, трёх…уровневый, трёх…осный
Задача 5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1.ра…ширить, не…держанность, бе…человечный 2.пр…беречь, пр…обретение, пр…градить 3.об…ём, в…ётся, под…ехать 4.з…ночевать, не…бозримый, з…головок
Задача 6. Выписать слова по вариантам: 1 – Ь, 2 – Ъ. Объяснить выбор знака. В каких словах не нужно вставлять Ь и Ъ? Почему? вз…ерошенный с…экономить двух…уровневый вороб…иный меж…этажный обез…яна сверх…ясный ин…екция об…ект под…ячий по…явление в…ющийся видеос…ёмка п…едестал
Этап 5 Подводим итоги урока
Самоанализ Теперь я могу… Меня удивило… Было трудно…