Окружная инновационная площадка Язык школьного образования как средство достижения метапредметных и личностных результатов образовательного процесса Отчет за 2013 г. Научный руководитель – Дроздова О.Е., зав. каф. языкознания МИОО, к.пед.н., доц.
Цели ОИП: 1. научно-методическое обеспечение и практическая реализация в ОУ г. Москвы программ лингвистического развития школьников и повышения уровня их функциональной грамотности, направленных на достижение метапредметных и личностных результатов образовательного процесса, 2. обеспечение соответствующего профессионального уровня учителей (как русского языка, так и других предметов). Реализация происходит в рамках следующих направлений работы: 1. Выделение развивающего лингвистического компонента обучения во всех предметных областях и в исследовательской работе школьников. 2. Обеспечение функциональной грамотности школьников и учителей, реализация различных методов и приемов работы с текстами в разных предметных областях. 3. Построение методической системы работы с русским языком как средством обучения (в том числе в поликультурной среде).
Задачи, намеченные для реализации в рамках проекта в целом 1. Разработка и внедрение системы работы с языком школьного образования, способствующей: воспитанию у школьников уважительного отношения к русскому языку как национально-культурному феномену, одному из мировых языков и государственному языку России; социальной адаптации и профессиональному самоопределению учащихся посредством повышения уровня их лингвистического развития и функциональной грамотности; формированию качеств лингвистически развитой личности школьника в контексте его общего личностного развития; расширение и углубление знаний школьников о лингвистике и возможностях ее практического использования при изучении материала различных предметов как в урочной, так и во внеклассной, в том числе исследовательской работе; 2. Разработка и внедрение научно-методического обеспечения повышения профессионального уровня учителей русского языка и других предметов (с точки зрения лингвистического развития и функциональной грамотности), в том числе: теоретических основ метапредметной (когнитивной) роли языка образования в междисциплинарном контексте; методического инструментария для формирования нового отношения к языку образования у школьников и учителей; практических измерителей овладения метапредметными функциями языка образования.
Реализация намеченных задач в 2013 г. Ознакомление школ Москвы (и СПб.)с концепцией инновационного проекта, направлениями работы День русского языка на Московском педагогическом марафоне «Механизмы реализации инновационного проекта «Язык школьного образования как средство достижения метапредметных и личностных результатов образовательного процесса» Разработка и внедрение системы работы с языком школьного образования (для школьников) - представлена в системе семинаров и круглых столов: «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках гуманитарного и негуманитарного циклов»(СОШ 37 ЗАО) «Формирование универсальных учебных действий в работе с лингвистическим материалом на предметах естественно-математического цикла» (СОШ 832 ЮАО) «Руководство исследовательскими работами школьников. Модернизация подготовки и проведения конференции «Языкознание для всех» (КафЯз МИОО и гимназия 1541 ЗАО) «Приемы лингвистического обеспечения уроков математики, физики, истории» (гимназия 1513 ЦАО) «Универсальные приемы работы с учебно-научными текстами как необходимое условие модернизации образования в условиях ФГОС» (гимназия 1583 САО)
Участие школ САО в реализации инновационного проекта «Язык школьного образования…» В семинаре – ОУ 727, 1251, 157, 1884, 1583 Работают в ОИП – СОШ 727, гимназия 1583, хотят вступить – СОШ Гимназия 1583 готовит городской семинар «Универсальные приемы работы с учебно-научными текстами как необходимое условие модернизации образования в условиях ФГОС» По тематике ОИП работают элективные курсы по речевому этикету, риторике, основам языкознания, истории русского языка для 5-9 классов Реализуется проект «Успешное чтение» (совместно с Фондом поддержки образования СПб.) Цель проекта – создание условий для развития читательской культуры гимназистов, в настоящее время практикуются следующие методики: «Книга на уроке», «Книга на сцене», «Art & Read», «Read & Travel» (на март намечен еще один семинар в рамках ОИП)
Участие школ САО в реализации инновационного проекта «Язык школьного образования…» СОШ 727 – работа по направлению «Формирование образовательной среды, обеспечивающей реализацию технологий, методов и приемов работы с текстом в разных предметных областях» (подготовка семинара – февраль 2014) В рамках данного направления: - описание модели образовательной среды; - разработка механизмов внедрения направлений междисциплинарной программы «Смысловое чтение и работа с текстом»; - проведение практико-ориентированного семинара для учителей школы «Технологии, методы и приемы работы с текстом в разных предметных областях» (12 часов); - участие в межшкольном детском лингвистическом фестивале учащихся начальной школы «Сотворчество»; - участие в Международной научно-практической конференции школьников «Языкознание для всех» по теме «Язык как инструмент познания мира»; - подготовка статей; - повышение квалификации в рамках курсов ВСЕ – 82.
Реализация намеченных задач в 2013 г. Реализация приема метапредметного обучения русскому языку – исследование любой области культуры через призму языка в рамках подготовки и проведения Международной научно-практической конференции школьников «Языкознание для всех» г. – тема «Лингвистика каждого дня» Доклады представлены на секциях: 1. Язык города 2. Прецедентные феномены в СМИ, художественных текстах и повседневной коммуникации 3. Языковая игра в повседневном общении. Жаргон как поле для языкового творчества 4. На перекрестках языков и культур 5. Язык средств массовой информации и рекламы: влияние на нормы речевого общения 6. Речевые портреты современников. Семейные имена и прозвища 7. Особенности разговорной речи и речевая культура 8. Изображение разговорной речи в художественных произведениях 9. Языковая специфика повседневного общения в Интернете Участие школ САО - 5 школ, 5 докладов (6 школьников): 1252 САО – 1 д. (1 ш.); ЦО 218 САО – 1 д. (1 ш.); 220 САО – 1 д. (1 ш.); 1631 САО – 1 д. (2 ш.); 1252 САО – 1 д. (1 ш.)
Построение методической системы работы с русским языком как средством обучения в поликультурной среде В 2013 г. проводится пилотный вариант конкурса на базе СОШ 37 ЗАО «Диалог языков и культур» с участием детей мигрантов из школ ЗАО (с приглашением учителей из школ инновационной сети) – декабрь Подготовка презентаций в номинациях «Родные и русские пословицы», «Родные и русские имена» Перспектива – привлечение к участию школ САО
Разработка и внедрение научно-методического обеспечения повышения профессионального уровня учителей русского языка и других предметов (с точки зрения лингвистического развития и функциональной грамотности) Публикации статей о методической базе метапредметного обучения русскому языку Разработка кафедрой языкознания МИОО программ курсов повышения квалификации по направлениям ИД Ознакомление с идеями ОИП на курсах по внедрению ФГОС (блок в рамках курса ВСЕ-64 для метапредметных команд школ, внедряющих ФГОС) – ОУ САО: Кадетский корпус 1 школа-интернат, 1213, 305, 1985
Продукты инновационной деятельности в 2013 г. Статьи научного руководителя ОИП Дроздовой О.Е., представляющие методическую базу ИД: Проблемные ситуации на уроках русского языка // Русский язык в школе, С Формирование лингвистически развитой личности школьника как целенаправленный процесс / Сборник "Языковая личность vs Человеческий потенциал в условиях модернизации России ХХI века". - Владимир: Финансовый университет при Правительстве РФ (Владимирский филиал), Метапредметное обучение русскому языку в школе: формирование методической базы //Русский язык в школе, 2013, 8. – С Лингвистическая конференция школьников как поле для метапредметного обучения русскому языку // Русский язык в школе, 2013, 9. – С.3-8.
Продукты инновационной деятельности в 2013 г. Программы курсов повышения квалификации: «Система обучения смысловому чтению и пониманию текстов» «Лингвистические средства формирования универсальных учебных действий (УУД) в школьном образовательном пространстве (для учителей естественнонаучного цикла)» «Лингвистические средства формирования универсальных учебных действий (УУД) в школьном образовательном пространстве (для учителей истории, обществознания, МХК) «Обучение в контексте новых ФГОС: проектная и учебно- исследовательская деятельность учащихся (лингвистический аспект)» «Обучение в контексте новых ФГОС: формирование метапредметных умений в поликультурной образовательной среде» «Язык школьного образования как средство достижения метапредметных и личностных результатов образовательного процесса (практикоориент. курс)» «Метапредметный подход в обучении: формирование языковой и лингвистической компетенций всех участников образовательного процесса»
Продукты инновационной деятельности в 2013 г. МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОУ НА ОСНОВЕ ВЫДЕЛЕНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА 1. Учителя русского языка 2.Группа сотруднича- ющих учителей русского языка и ин. языков 3.Методич еское объедине- ние учителей языковых предметов 4. Мет. объедине- ние учителей языковых предметов + сотрудни- чество с уч. других предметов Лингвистически развивающая образовательная среда школы
Продукты инновационной деятельности в 2013 г. Материалы семинаров, проведенных на базе школ сети Видеофильм о конференции «Языкознание для всех» 2013 г., тема – «Лингвистика каждого дня» (DVD, 15 мин). Слоганы инновационной площадки: Изучение любого предмета – в первую очередь изучение языка этого предмета! Учителя и предметы разные – языковые проблемы общие!
Перспективы развития ИП в 2014 г.: широкое информирование о направлениях и продуктах деятельности ИП школ Москвы и привлечение их к сотрудничеству; привлечение к активной инновационной работе с языком своих предметов учителей разных дисциплин в школах сети; формирование в школах сети системы взаимодействующих на основе выделения лингвистического компонента обучения структурных подразделений ОУ; выявление и реализация новых направлений в подготовке и проведении Международной научно-практической конференции школьников «Языкознание для всех» (привлечение участников из дальнего зарубежье, организация секции для учителей и др.)
Спасибо за внимание! Телефон кафедры языкознания МИОО: 8 (499) Электронный адрес кафедры: