Весы воспитания: интерес к ребёнку и требовательность Подготовила педагог-психолог лицея 102 Пелихова И.В.
Требовательность – завышенная Интерес к ребёнку - недостаточный Сочетание высоких требований к ребёнку с пониженным вниманием к его потребностям вызывает у ребёнка, зачастую для него непосильную. Иногда ребёнок растёт как помощник матери, например, нянчит младших детей, пока мать находится на работе. Так даётся установка на самопожертвование, а в итоге формируется тревожно-мнительная акцентуация личности. Сочетание высоких требований к ребёнку с пониженным вниманием к его потребностям вызывает у ребёнка повышенную моральную ответственность, зачастую для него непосильную. Иногда ребёнок растёт как помощник матери, например, нянчит младших детей, пока мать находится на работе. Так даётся установка на самопожертвование, а в итоге формируется тревожно-мнительная акцентуация личности. На первый план может выходить Родители злоупотребляют наказаниями, лишают ребёнка удовольствий, не удовлетворяют его потребности. Получается воспитание по типу «Золушки». Ребёнок в этой ситуации нередко ощущает себя помехой для родителей. На первый план может выходить эмоциональное отвержение. Родители злоупотребляют наказаниями, лишают ребёнка удовольствий, не удовлетворяют его потребности. Получается воспитание по типу «Золушки». Ребёнок в этой ситуации нередко ощущает себя помехой для родителей. Этот стиль ведёт к формированию невротических расстройств у ребёнка. Этот стиль ведёт к формированию невротических расстройств у ребёнка.
Требовательность – заниженная Интерес к ребёнку - недостаточный Недостаток интереса к ребёнку вместе с невысокой требовательностью ведёт к Недостаток интереса к ребёнку вместе с невысокой требовательностью ведёт к гипопротекции. Ребёнок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его, заняты собой. Часто это приводит к отклоняющемуся поведению. Ребёнок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его, заняты собой. Часто это приводит к отклоняющемуся поведению. Иногда родители пытаются контролировать ребёнка, но при таком стиле воспитания контроль носит формальный характер. На самом деле родители ребёнком не интересуются. Самостоятельность и свобода являются необходимыми условиями воспитания, но не основными: абсолютная свобода равняется одиночеству Иногда родители пытаются контролировать ребёнка, но при таком стиле воспитания контроль носит формальный характер. На самом деле родители ребёнком не интересуются. Самостоятельность и свобода являются необходимыми условиями воспитания, но не основными: абсолютная свобода равняется одиночеству
Требовательность – завышенная Интерес к ребёнку - излишний Излишняя требовательность родителей в сочетании с повышенным вниманием к ребёнку ведёт к Излишняя требовательность родителей в сочетании с повышенным вниманием к ребёнку ведёт к гиперпротекции. Ребёнок не имеет возможности совершать самостоятельные поступки, перед ним ставятся многочисленные ограничения и запреты. У ребёнка не формируется инициатива и чувство долга. Ребёнок не имеет возможности совершать самостоятельные поступки, перед ним ставятся многочисленные ограничения и запреты. У ребёнка не формируется инициатива и чувство долга.
Требовательность – заниженная Интерес к ребёнку - излишний Ребёнок оказывается в центре внимания родителей и других членов семьи. Это кумир семьи. Ребёнок оказывается в центре внимания родителей и других членов семьи. Это кумир семьи. В результате страдает произвольность, недостаточно усваиваются нравственные нормы. В результате страдает произвольность, недостаточно усваиваются нравственные нормы. В гипертрофированных случаях такой стиль воспитания вызывает настоящий В гипертрофированных случаях такой стиль воспитания вызывает настоящий культ болезней. Такой стиль воспитания формирует у ребёнка эгоцентризм, завышенный уровень притязаний. Такой стиль воспитания формирует у ребёнка эгоцентризм, завышенный уровень притязаний.
Правила общения с ребёнком Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнка в целом. Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнка в целом. Можно осуждать действия, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Можно осуждать действия, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Не требуйте от ребёнка невозможного или трудновыполнимого. Не требуйте от ребёнка невозможного или трудновыполнимого. Недовольство действиями ребёнка не должно быть систематическим, иначе оно перестаёт восприниматься. Недовольство действиями ребёнка не должно быть систематическим, иначе оно перестаёт восприниматься. Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребёнка. Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребёнка. Позволяйте ребёнку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Позволяйте ребёнку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Если ребёнку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. Если ребёнку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. Если ребёнок вызывает своим поведением у вас отрицательные переживания, сообщите ему об этом. Если ребёнок вызывает своим поведением у вас отрицательные переживания, сообщите ему об этом. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребёнок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы сообщите ему: «С тобой всё в порядке! Ты справишься!» Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребёнок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы сообщите ему: «С тобой всё в порядке! Ты справишься!» Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребёнка. Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребёнка. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя ответственность за личные дела вашего ребёнка, пусть он чувствует себя ответственным за их выполнение. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя ответственность за личные дела вашего ребёнка, пусть он чувствует себя ответственным за их выполнение. О своих чувствах говорите ребёнку от первого лица. О своих чувствах говорите ребёнку от первого лица.
Весы воспитания: интерес к ребёнку и требовательность Подготовила педагог-психолог лицея 102 Пелихова И.В.