1 Брыкин Арсений Валерьевич, директор по взаимодействию с органами государственной власти ОАО «Комстар-ОТС» (Группа компаний МТС), доктор экономических наук Институциональные и нормативно- правовые аспекты развития НИС Дубна, 2 декабря 2010 года
2 Существующее положение дел Недостаточно высокое качество жизни населения в ряде регионов. Региональное неравенство возможностей самореализации человека. Финансирование НИОКР бизнесом вдвое ниже, чем государством. Объемы и темпы финансирования НИОКР бизнесом существенно ниже, чем в странах лидерах. Производительность труда в России – 29,5% от показателя США. Явное преобладание низкотехнологичных отраслей. Прогноз темпов роста ВВП Российской Федерации при различных сценариях развития экономики и промышленности страны. ВВП Развитие российской экономики складывается по тренду, усредняющему инерционный и энергосырьевой варианты развития
3 Вместо модели «баскетбольной корзины» должно появиться эффективное взаимодействие между реальной экономикой и ФОИВами. ? От рас ль 1 От рас ль 2 От рас ль n П1П1 П2П2 ПnПn Нерешенные проблемы Аппараты ФОИВ Руководители Администраторы Аналитики Лобби Президен тПремьер Министр Нерешенные проблемы Существующее положение дел. Модель «Баскетбольная корзина» Управленческие решения: формы, методы, инструменты
4 Национальная инновационная система Технологическая модернизация невозможна, если в стране не будет создана и не заработает национальная инновационная система – комплекс правовых, финансовых и организационных структур и механизмов, обеспечивающих процесс создания и распространения инноваций, производство и коммерческую реализацию научных знаний и технологий.
5 Направления работ по модернизации на базе национальной инновационной системы Координирующим звеном в процессе стыковки технологической политики и бизнес интересов должна стать инновационная промышленная политика. разработка нормативной базы по защите прав интеллектуальной собственности; создание внутреннего рынка интеллектуальных услуг; структурная реорганизация сектора фундаментальных прикладных исследований и разработок; создание инновационной инфраструктуры – венчурных фондов, технопарков, технико- внедренческих зон; стимулирование инноваций и технологическое обновление производства мерами налогового стимулирования; технологический Форсайт. НИС нужно синхронизировать с другими системами, а именно с системой институтов развития, ориентированных на поддержку прямых инвестиций и поддержку экспорта; с системой сертификации, стандартизации и технического регулирования товарных рынков; с системой подготовки квалифицированных кадров; с поддержкой разработки базовых промышленных технологий.
6 Доступные государству методы и инструменты Госрегулирование влияет на все стадии жизненного цикла инноваций и продуктов. Необходима обратная связь для оценки и коррекции предпринимаемых действий и распределяемых ресурсов.
7 Комплексное обеспечение всей инновационной цепочки, включая сбыт товара, производство конкурентоспособной продукции и снабжение этого производства.
8 Нормативно-правовые инициативы стратегического значения Все инициативы бизнеса и социально-ориентированные проекты упираются в эффективность системы государственного планирования и прогнозирования. Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка разработки, реализации, об оценке эффективности государственных программ Российской Федерации». Проект ФЗ «О государственном стратегическом планировании». Призван заменить 115-ФЗ от 20 июля 1995 года «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ». Создание частно-государственных партнерств для осуществления эффективной интеграции технологических, промышленных и логистических бизнес-структур. Проект ФЗ «Об инновационном центре «Сколково». Проект ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «Об инновационном центре «Сколково». Необходимо существенное ускорение процессов реализации административных регламентов в сфере инноваций. Новый программно-целевой инструмент реализации ключевых функций государства в решении задач, требующих эффективной межведомственной координации.
9 Спасибо за внимание!
10 Меры налоговой политики по поддержке инновационной деятельности Завершить реформу системы начисления налоговой амортизации, перейдя на формирование амортизационных групп по функциональному признаку, сократив сроки амортизации отдельных видов ОС. Ввести в законодательство понятие договора об инвестиционном партнерстве с ограниченной ответственностью участников (новая форма коллективных инвестиций в венчурные проекты). Повысить эффективность системы налогового учета расходов на НИОКР (создать систему идентификации расходов, учитываемых с коэффициентом 1,5, устранить неясности по уплате налога на прибыль, разрешить создание специального резерва предстоящих расходов на НИОКР). Исключить необходимость подтверждения поступления экспортной выручки при подготовке перечня документов для применения нулевой налоговой ставки НДС. Создать благоприятные условия налогового администрирования для инновационных компаний. Передать полномочия по принятию решения о предоставлении инвестици- онного налогового кредита инновационным организациям субъектам РФ. Урегулировать налогообложение операций с нематериальными активами, в том числе в электронной торговле, сократить сроки амортизации нематериальных активов. Освободить от налогообложения доходы в виде остаточной стоимости имущества, оставшегося после окончания действия договора гранта (в пределах 20% от первоначальной стоимости имущества). Уточнить порядок принятия для целей налогообложения расходов в виде платежей по лицензионным договорам. Разрешить предоставление налогового вычета по налогу на доходы физических лиц по суммам уплаченных процентов по образовательным кредитам.
11 Ограничения 217-ФЗ: ВУЗы имеют право без согласия собственника выступать только учредителем коммерческих обществ, но не могут передавать имущество без согласия собственника. Слишком высокая обязательная доля участия ВУЗа (не менее 25%) в создаваемой компании не стимулирует сторонних инвесторов к вложению средств Невозможность для вновь созданных фирм применять УСН (п. 14, ч. 3 ст НК РФ) 217-ФЗ не определяет тип лицензий (исключительная или неисключительная), которые вносятся в уставной капитал создаваемых хозяйствующих субъектов, а также возможные сроки действия лицензионного договора, что также не стимулирует инвесторов к вложению средств. Нет утвержденной Минфином России методики оценки интеллектуальной собственности. Поднять порог амортизируемого имущества до 50 тыс. руб. (сейчас 20 тыс. руб.). Увеличение инвестиционной премии до 30% по всем группам амортизируемого имущества (сейчас 30% только с 3 по 7 группу, по остальным – 10%). Освобождение от уплаты налога на имущество в первый год эксплуатации нового энергоэффективного оборудования. Обеспечить ускоренный возврат НДС (иногда более года). Введение пониженных тарифов страховых взносов в связи с реформой ЕСН. Отложить повышение взносов на обязательное медицинское страхование с 3,1% до 5,1% в 2011 году, установив совокупную ставку страховых взносов на уровне 32%. Налогообложение