Вторая Всероссийская научно-практическая конференция «Принципы и механизмы формирования национальной инновационной системы Российской Федерации», октября 2011г. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСТЛОСТИ БОЛТОВ, РАБОТАЮЩИХ НА ОТРЫВ В.П. Балджян Мика – Прогресстех
ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОГО АВИОСТРОЕНИЯ Снижение материальных и трудовых затрат при конструировании, расчете, изготовлении и эксплуатации ЛА; Повышение срока службы и надёжности ЛА; Снижение веса ЛА.
Для оценки усталостной прочности болтов рекомендуется следующее уравнение: где: σ r0 – рейтинг усталости для ненадрезанных конструктивных элементов; S экв – эквивалентное локальное напряжение; m – показатель степени, зависящий от материала болта.
Рейтинг усталости определяется экспериментальным путем. где: K tн – коэффициент концентрации; P б – полное осевое усилие в болте; A нетто – минимальный площадь поперечного сечения болта. Локальные напряжения определяются:
Для установления величины K tн : где: B - шаг резьбы; R – радиус скругления впадины резьбы. Для метрической резьбы:
а) Предварительная осевая затяжка пакета отсутствует Определения осевой нагрузки б) Предварительная осевая затяжка выполнена в соответствии с ОСТ где: Q - предварительная осевая затяжка; K пакет – жёсткость соединяемого пакета деталей; K болт – жёсткость болта на растяжение; χ - коэффициент основной нагрузки.
Определение податливости (жесткости болта) где: λ р – податливость резьбовой части болта; λ Г.Б. – податливость головки болта; А бi – площадь поперечного сечения i-го участка гладкой части болта; E б – модуль упругости материала болта; l бi – длина i-го участка болта. где: h – высота головки болта; B – шаг резьбы; d – наружный диаметр резьбы болта; d ср – средний диаметр резьбы болта.
Определение податливости (жесткости пакте) где: D – диаметр опорной части головки болта; d 0 – диаметр отверстия под болт в деталях пакета; t Д – толщина детали, для которой вычисляется податливость; t – суммарная толщина пакета; E д – модуль упругости детали, для которой вычисляется податливость; tgα0.5.