Взаимодействие бизнеса, науки и государства при формировании НИС Российская Электроника Дубна, 6 октбяря 2011 г. Брыкин Арсений Валерьевич ОАО «Российская Электроника» зам. генерального директора по стратегическому развитию и реализации государственных программ, д.э.н.
Кризис и национальная инновационная система 2 До кризиса в России так и не получилось преодолеть отставание от мировых лидеров по технологическому уровню, качеству НИС и ее эффективности низкие удельные затраты на науку в ВВП (1,24% в 2009 г.); финансирование НИОКР бизнесом вдвое ниже, чем государством, и в абсолютных объемах существенно уступает странам-лидерам; отставание по абсолютным затратам на инновации, измеряемых в ППС (от США – в 17 раз, Китая – в 5 раз, Германии – в 4, Франции и Кореи – примерно, в 2 раза); соотношение затрат на науку в современной России и в СССР не в пользу России в 2 раза. общие затраты на науку в России с 1995 г. выросли всего на 142%, а, например, в Китае – на 835%.
Ситуация с инновациями в России. 3 Необходимо существенное повышение эффективности государственной системы управления инновационным промышленным развитием. 4. Не сформирована критическая масса инноваторов. 5. Внедрение инноваций не является приоритетом для отечественных фирм. 6. Крупные проекты, финансируемые государством, не улучшают инновационный климат в стране. 7. Не произошел перелив капитала в инновационные отрасли. 8. Поддержка государства ориентирована на точечные инновации, либо «размазывается» по огромному количеству «инноваторов из прошлого». В период кризиса не удалось : 1. Обеспечить оздоровление цепочек технологически взаимосвязанных предприятий. 2. Запустить механизмы стимулирования процесса развития конкурентоспособных технологических цепочек. 3. Ликвидировать избыточную занятость в ряде отраслей.
4 Технологическая модернизация невозможна, если в стране не будет создана и не заработает национальная инновационная система – комплекс правовых, финансовых и организационных структур и механизмов, обеспечивающих процесс создания и распространения инноваций, производство и коммерческую реализацию научных знаний и технологий. Связь инновационной системы с другими институтами модернизации. Слабая обратная связь в системе государственного управления
5 Роль промышленной политики в инновационном развитии. Ориентиры: платежеспособный спрос (от рынка или государства) Принцип «от технологических запросов». Бесперспективно финансировать разработку технологий, чтобы потом решать проблемы их коммерциализации Комплексное обеспечение всей инновационной цепочки, включая сбыт товара, производство конкурентоспособной продукции и снабжение этого производства. Важность обратных связей, без которых поток денег от государства на инновации, замораживается в неэффективно используемых активах или зависает в оформленных только на бумаге «новых технологиях». Создать инновационную экономику путем переноса методов управления, характерных для постиндустриальной экономики, на экономику индустриального типа невозможно.
6 Взаимодействие бизнеса, науки и государства в рамках НИС Отказаться от декларирования идеи инновационного развития и создания НИС «вообще». Перейти к целевой ориентации на повышение производительности, рентабельности, операционной эффективности и, в конечном счете, конкурентоспособности. Основной формирования НИС должна стать промышленная политика, подкрепленная комплексом мер в науке и государственном регулировании. Необходимо вводить инвестиционную составляющую в цену государственного контракта в рамках новой государственной контрактной системы. Инициативы «сверху»: 1.Государственные программы (ФЦП, ФАИП) 2.Технологические платформы. 3.Программы инновационного развития в государственных компаниях. 4.Фонд прямых инвестиций. 5.Агентство стратегических инициатив.
7 Контактная информация: Брыкин Арсений Валерьевич р. тел.+7 (495) СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!