Информатика как наука и учебный предмет в средней школе Информатика – это область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования информации с помощью компьютеров и их взаимодействием со средой применения. Фундаментальное значение: разработка методологии создания информационного обеспечения процессов управления любыми объектами на базе компьютерных информационных систем. Прикладное назначение как предмета:изучение закономерностей в информационных процессах (накопление, переработка, распространение); созданием информационных моделей коммуникаций в различных областях человеческой деятельности; разработкой информационных систем и технологий в конкретных областях и выработкой рекомендаций относительно их жизненного цикла: для этапов проектирования и разработки систем, их производства, функционирования и т.д.
Введение информатики как учебный предмет в школу Целью введения в школу предмета «Основы информатики и вычислительной техники» являлось «...всестороннее овладение вычислительной техникой. Основная цель курса «Основы информатики и вычислитель ной техники» состояла в формировании представлений об основных правилах и методах реализации решения задачи на ЭВМ и элементарных умений пользоваться микрокомпьютерами для решения задач; в ознакомлении учащихся с ролью ЭВМ в современном общественном производстве и перспективами развития вычислительной техники.
Этапы введения ЭВМ Первое поколение ( ) - компьютеры на электронных лампах. Большинство машин первого поколения были экспериментальными устройствами и строились с целью проверки тех или иных теоретических положений. Во втором поколении ЭВМ( ) вместо электронных ламп использовались транзисторы, а в качестве устройств памяти стали применяться магнитные сердечники и магнитные барабаны - далекие предки современных жестких дисков. Третье поколение ЭВМ ( ) впервые стали использоваться интегральные схемы - целые устройства и узлы из десятков и сотен транзисторов, выполненные на одном кристалле полупроводника (то, что сейчас называют микросхемами).
Этапы введения ЭВМ С 1975 по 1985 гг.четвертое поколение. Однако есть и другое мнение - многие полагают, что достижения этого периода не настолько велики, чтобы считать его равноправным поколением. Особого упоминания заслуживает так называемое пятое поколение, программа разработки которого была принята в Японии в 1982 г. Предполагалось, что к 1991 г. будут созданы принципиально новые компьютеры, ориентированные на решение задач искусственного интеллекта. Коротко говоря, для компьютеров "пятого поколения" не пришлось бы писать программ, а достаточно было бы объяснить на "почти естественном" языке, что от них требуется.
Информационная и алгоритмическая культуры Информационная культура - это общее представление об информационных процессах в окружающем мире, об источниках той или иной информации, средствах массовой информации, системе морально-этических и юридических норм, ценностная ориентация. Алгоритмическая культура – это совокупность специфических представлений, умений и навыков, связанных с понятием алгоритма, формами и способами его записи; основа компьютерной грамотности.
Предмет методики преподавания информатики Основные задачи: определить конкретные цели изучения информатики; разработать и предложить школе и учителю практику наиболее рациональные методы и организационные формы обучения, направленные на достижение поставленных целей; рассмотреть всю совокупность средств обучения информатике.
Место курса информатики в системе учебных дисциплин По истечении пяти лет с момента принятия первого базисного учебного плана общеобразовательных учреждений России призом Министерства общего и профессионального образования : от 9 февраля 1998 г. 322 был утвержден новый базисный ученый план. Проблема места (и структуры) школьного образования в области информатики получила дальнейшее развитие в связи переходом российской школы на 12-летнее обучение. Информатика вошла как отдельная образовательная область в инвариантную часть БУП; в проекте БУП новая образовательная область представлена двумя предметам информатикой и информационными технологиями.