Клименко Андрей Владимирович, заместитель декана исторического факультета по учебно-методической работе, кандидат исторических наук, доцент.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Advertisements

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ 12 апреля 2010 г. « П роектирование образовательных программ на основе ФГОС ВПО в области «Образование и педагогика» (бакалавриат.
ФГОС ВПО КАК НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Компетентностный подход в проектировании ООП ВПО.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Основные образовательные программы Рекомендации по формированию.
Презентация начальника УМУ К.Г. Тарасова ( заседание УМС ) О разработке ООП бакалавриата.
Консультация для преподавателей Муниципальное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Уральский профессиональный.
« Математика и информатика » I курс.12 группа Ефимова Валерия Игоревна Московский Государственный Областной Университет.
Показатели оценки соответствия учебных планов требованиям ФГОС С.С. Андриянов - зам. начальника УМЛ и МО.
О внесении изменений в законодательство в области образования.
ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ показателей деятельности образовательного учреждения ВПО, необходимых для установления его государственного статуса Критерии показателей.
Москва, МГППУ 2013 Квалификации : Академический бакалавр Прикладной бакалавр.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» И В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ.
Кыргызский технический университет им. И.Раззакова (КТУ им. И. Раззакова) О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
Основная образовательная программа направления подготовки «Педагогическое образование» по профилю «Историческое образование»: проблемы проектирования Пономарев.
Разработка ООП в соответствии с требованиями ФГОС.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
От образовательной программы школы к рабочей программе педагога МАОУ «СОШ 13» Семинар «ФГОС основного образования» Сентябрь 2015 года.
Транксрипт:

Клименко Андрей Владимирович, заместитель декана исторического факультета по учебно-методической работе, кандидат исторических наук, доцент

ФГОС ВПО, ПрООП ВПО и ООП вуза образуют взаимосвязанную совокупность комплексных социальных норм разного уровня иерархии (в организации высшего образования) и типа по отношению к определенному направлению подготовки, уровню квалификации и профилю. Все три важнейших объекта социально- образовательного проектирования: ФГОС ВПО – ПрООП ВПО – ООП вуза – объединяет принадлежность к категории социальная норма по отношению к высшему образованию как социальной системе / социальному институту.

ФГОС ВПО – это комплексная обобщенная социальная норма федерального уровня и «рамочного», но достаточно «жесткого» типа по отношению к содержательным и организационным параметрам ВПО для отдельного направления подготовки, уровня квалификации и профиля, призванная по соответствующей предметной области ВПО обеспечить: единство общероссийского пространства высшего образования; социально-необходимое качество высшего образования на всей территории РФ; основу для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования; признание и установление эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании.

ООП конкретного вуза – это комплексная развернутая социальная норма институционального (вузовского) уровня по отношению ко всем основным содержательным и организационным параметрам ВПО для отдельного направления подготовки, уровня квалификации и профиля, призванная по соответствующей предметной области ВПО обеспечить: реализацию требований соответствующего ФГОС ВПО как федеральной социальной нормы в образовательной и научной деятельности конкретного вуза, с учетом особенностей его научно- образовательной школы и актуальных потребностей региональной сферы (рынка) труда; социально-необходимое качество высшего образования в конкретном вузе на уровне не ниже, установленного требованиями соответствующего ФГОС ВПО; основу для объективной оценки фактического уровня сформированности обязательных результатов образования и компетенций у студентов на всех этапах их обучения в конкретном вузе; основу для объективной оценки (и самооценки) образовательной и научной деятельности конкретного вуза.

Примерная основная образовательная программа (ПрООП ВПО) – система учебно- методических документов, сформированная на основе ФГОС по направлению подготовки ВПО и рекомендуемая вузам для использования при разработке основных образовательных программ высшего профессионального образования в части: набора профилей подготовки; компетентностно-квалификационной характеристики выпускника; содержания и организации образовательного процесса; ресурсного обеспечения реализации ООП; итоговой аттестации выпускников.

Примерная ООП ВПО (ПрООП ВПО) с позиций категории «социальной нормы» занимает промежуточной место между ФГОС ВПО и ООП ВПО конкретных вузов и выступает в роли комплексной «переходной социальной нормы» федерального (общестранового) уровня, но «мягкого, направляющего (рекомендательного) типа», имеющей целью предложить вузам возможный инвариант проекта вузовской ООП как ориентир при разработке ООП ВПО каждого конкретного вуза.

«Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется, образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения основных образовательных программ, устанавливаемых соответствующим федеральным государственным образовательным стандартам …». (Ст. 5 Закона «Об образовании»)

«Уполномоченные государственные органы обеспечивают разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов … примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности» (Ст Закона «Об образовании»)

Основания для разработки ПрООП Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта», Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» ФГОС ВПО подготовки бакалавра по направлению «Педагогическое образование», Разъяснения по формированию примерных основных образовательных программ высшего профессионального образования в соответствии с требованиями ФГОС (разработаны Департаментом государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации).

Структура Примерной основной образовательной программы Примерная основная образовательная программа включает в себя следующие элементы: титульный лист; требования к результатам освоения основной образовательной программы; примерный учебный план; примерные программы дисциплин в виде аннотаций.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы В данном разделе указываются компетенции выпускника в соответствии с ФГОС ВПО с учетом профиля подготовки (с указанием кода компетенции). К компетенциям, указанным в ФГОС ВПО, могут быть добавлены компетенции, разрабатываемые в соответствии с профилем (для всех видов компетенций).

Технология определения специальных компетенций 1)массовый сбор информации в ходе опроса и анкетирования ведущих преподавателей, экспертов, работодателей, выпускников, студентов старших курсов; 2)анализ нормативно-правовых документов сферы образования, в том числе ФГОС и ГОС ВПО второго поколения, проектов государственного стандарта общего образования и т.п; 3)обработка полученной информации и определение наиболее значимых компетенций; 4)сопоставление полученного материала с компетенциями ФГОС ВПО; 5)составление дополненного перечня компетенций для ПрООП.

Специальные компетенции по профилю «История» способен определять пространственные рамки исторических процессов и явлений на локальном, национальном и глобальном уровнях (СК-1); способен анализировать исторические события, явления и процессы в их темпоральной характеристике (СК-2); способен характеризовать модели общественного развития (СК-3); способен ориентироваться в научных концепциях, объясняющих единство и многообразие исторического процесса, специфику интерпретации прошлого различными школами и направлениями в исторической науке (СК-4); готов применять методы комплексного анализа исторических источников для объяснения исторических фактов (СК-5); способен использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем (СК-6); готов использовать принципы научного анализа при прогнозировании последствий социальных процессов (СК-7); готов соотносить собственные ценностно-ориентационные установки с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными картинами мира (СК-8); готов к синтезу знаниевых, деятельностных и ценностных элементов профессиональной компетентности как основы профессиональной деятельности учителя истории (СК-9).

Рамки трудоемкости установлены во ФГОС для каждого цикла Всего: з.е. Базовая часть, установленная ФГОС ВПО Рамки трудоемкости установлены во ФГОС для каждого цикла Всего: з.е. Вариативный компонент, установленный в Основной образовательной программе Вариативные курсы (по выбору вуза) Курсы по выбору студентов Б.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл з.е. История Философия Иностранный язык Педагогическая риторика Экономика з.е. Образовательное право Культурология Профессиональная этика Б.2. Математический и естественнонаучный цикл 8-15 з.е. Информационные технологии Основы математической обработки информации Естественнонаучная картина мира 6-10 з.е. Основы экологической культуры ИКТ в образовании и культурно-просветительской деятельнсоти Б.3. Профессиональный цикл з.е. Педагогика Психология Методика обучения и воспитания в области () Безопасность жизнедеятельности з.е. Рамки трудоемкости вариативного компонента во ФГОС не установлены, но определяются с учетом трудоемкости инварианта, а также заданной во ФГОС пропорции: курсы по выбору студентов должны составлять не менее 1/3 от общего объема трудоемкости вариативного компонента

При переводе трудоемкости дисциплины из зачетных единиц в часы рекомендуется руководствовать следующим соотношением: 1 зачетная единица = 36 часов общей трудоемкости. Все дисциплины с трудоемкостью более 3 з.е. должны завершаться экзаменом. В учебном плане не может быть дисциплин с трудоемкостью 1 з.е. (кроме дисциплин по выбору студентов) Суммарная трудоемкость дисциплин, изучаемых в рамках каждого из семестров = 30 з.е. (т.к. общая трудоемкость ООП = 240 з.е., а количество учебных семестров – 8) Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. Удельный вес аудиторных занятий, проводимых в интерактивных формах, – не менее 20%. Занятия лекционного типа – не более 40% аудиторных занятий (от общего числа часов). Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Максимальный объем аудиторных занятий в неделю в очной форме обучения = 27 ч. (без учета физкультуры), с учетом самостоятельной работы = не более 54 часов в неделю. Объем факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом, не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения. Физическая культура2 з.е Учебная и производственная практики24-30 з.е Итоговая государственная аттестация5-7 з.е Всего: з.е. Общая трудоемкость ООП240 з.е.

Примерные программы дисциплин Примерные программы учебных дисциплин должны быть разработаны для всех дисциплин базовой и вариативной части каждого цикла, кроме дисциплин по выбору. На первом этапе разработки ПрООП примерные программы дисциплин могут быть разработаны в виде кратких аннотаций.