1 Состояние и перспективы развития системы ГЛОНАСС с учетом изменений федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система» 7-ая Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы разработки и внедрения информационных технологий двойного применения» октября 2006, Ярославль Федеральное космическое агентство Носенко Ю.И., Шилов А.Е., Климов В.Н. - Роскосмос
2 Состояние и развитие системы ГЛОНАСС Содержание Государственная политика Существующее состояние ГЛОНАСС Модернизация системы ГЛОНАСС Заключение
3 ГЛОНАСС –относится к критически важной государственной инфраструктуре, обеспечивающей национальную безопасность и экономическое развитие страны ГЛОНАСС – система двойного назначения Предоставление гражданских сигналов ГЛОНАСС на безвозмездной основе Открытый доступ к документации по структуре гражданских сигналов ГЛОНАСС для разработчиков навигационных приемников и систем на их основе Разработка и производство комбинированной аппаратуры ГЛОНАСС/GPS Обеспечение совместимости и взаимодополняемости ГЛОНАСС с системой GPS и будущей GALILEO Содействие развитию массового рынка навигационных услуг Обязательное оснащение российских государственных потребителей, использующих навигацию, приемниками ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS Принципы государственной политики
4 Государственные документы, определяющие политику в отношении ГЛОНАСС Распоряжение Президента, 18 февраля1999 г. 38 рп ГЛОНАСС - система двойного назначения Постановление Правительства, от 29 марта 1999 г. 346 ГЛОНАСС – основа для международного сотрудничества в области спутниковой навигации Постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2005 г 365 Об оснащении космических, транспортных средств, а также средств, предназначенных для выполнения геодезических и кадастровых работ, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS Поручение Президента от 18 января 2006 г. Обеспечить применение ГЛОНАСС на территории России в 2007 г. (18 КА в орбитальной группировке) Обеспечить применение ГЛОНАСС в глобальном масштабе в 2009 г. (24 КА в орбитальной группировке) Довести характеристики ГЛОНАСС до уровня, обеспечивающего конкурентоспособность услуг ГЛОНАСС на мировом рынке Поручение Президента от 19 апреля 2006 г: Обеспечить массовое производство навигационной аппаратуры потребителей: государственная поддержка в подготовке и реконструкции промышленного производства Развитие массового рынка навигационных услуг
5 Федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система» на период гг. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации 20 августа 2001 г. 587 Изменения внесены становлением Правительства Российской Федерации 14 июля 2006 г. 423 Направления Программы: Развитие и поддержание ГЛОНАСС Разработка навигационной аппаратуры для гражданских и специальных потребителей Внедрение технологий спутниковой навигации на транспорте Модернизация геодезической основы Российской Федерации Решения совещания у председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации Состоялось 30 августа 2006 г. Корректировка ТТЗ на систему ГЛОНАСС в части расширения задач, обеспечения ТТХ на уровне зарубежных аналогов Совершенствование оргструктуры управления Программой Основа для развития ГЛОНАСС
6 Текущая характеристика программы Обеспечение функционирования, развития и применения системы ГЛОНАСС Обеспечение функционирования, развития и применения системы ГЛОНАСС Разработка, подготовка производства, изготовление навигационного оборудования для гражданских потребителей Разработка, подготовка производства, изготовление навигационного оборудования для гражданских потребителей Внедрение и использование спутниковых навигационных систем в интересах транспорта Внедрение и использование спутниковых навигационных систем в интересах транспорта Развитие геодезической основы Российской Федерации Развитие геодезической основы Российской Федерации Разработка навигационной аппаратуры для специальных потребителей Разработка навигационной аппаратуры для специальных потребителей Развертывание орбитальной группировки из 18 КА в 2007 г., из 24 КА в 2009 г. с характеристиками, сопоставимыми с GPS Разработка более 30 образцов базовых модулей и образцов навигационной аппаратуры для гражданских потребителей. Подготовка производства. Разработка более 30 образцов навигационной специальной аппаратуры Создание геодезической основы, соответствующей мировому уровню, и открытых цифровых навигационных карт для различных пользователей. Подпрограммы ФЦП «ГЛОНАСС» Основные результаты Создание и внедрение систем для управления транспортом: Авиация: более 700 судов, более 140 систем; Морречфлот: 5500 судов, более 50 систем; Автотранспорт: 160 диспетчерских информационных систем, более транспортных средств
7 Условия массового использования ГЛОНАСС система ГЛОНАССсо стабильными характеристиками на уровне мировых аналогов Полностью развернутая система ГЛОНАСС, со стабильными характеристиками на уровне мировых аналогов серийный выпуск отечественной конкурентоспособной потребительской аппаратуры Налаженный серийный выпуск отечественной конкурентоспособной потребительской аппаратуры различного назначения Нормативная правовая база Нормативная правовая база, регламентирующая применение технологий спутниковой навигации в социально- экономической сфере инфраструктура предоставления массовых координатно-временных и навигационных услуг, Созданная инфраструктура предоставления массовых координатно-временных и навигационных услуг, включая сеть операторов предоставления услуг
8 Состояние и развитие системы ГЛОНАСС Государственная политика Существующее состояние ГЛОНАСС Модернизация системы ГЛОНАСС Заключение
9 Состояние системы ГЛОНАСС Орбитальная группировка по состоянию на Глонасс 89 Запуск САС 3 г. Глонасс 11Л Запуск САС 5 лет 87 Глонасс 87 Запуск САС 3 г. Глонасс 83 Запуск САС 3 г. Глонасс 92 Запуск САС 3 г. Глонасс 91 Запуск САС 3 г Глонасс 93 Запуск САС 3 г Глонасс 95 Запуск САС 3 г. Глонасс 94 Запуск САС 3 г. Глонасс-M 11Л Запуск САС 7 лет Глонасс-М 12Л Запуск САС 7 лет Глонасс 97 Запуск САС 3 г. Глонасс 96 Запуск САС 3 г. Глонасс-M 16 САС 7 лет Глонасс-M 15 САС 7 лет Блок 35 Запуск: декабрь 2006 г. Глонасс 98 Запуск САС 3 г. Глонасс-М 14Л Запуск САС 7 лет Глонасс-М 13Л Запуск САС 7 лет Глонасс-M 17 САС 7 лет В группировке: 16 КА по целевому назначению: 10 КА на техобслуживании: 6 КА в пределах САС: 9 КА техобслуживание
10 Соотношение точности на Ошибка псевдодальности за счет космического сегмента системы
11 Состояние и развитие системы ГЛОНАСС Государственная политика Существующее состояние ГЛОНАСС Модернизация системы ГЛОНАСС Заключение
12 Программа развертывания орбитальной группировки Реализация ФЦП ГЛОНАСС, утвержденной в 2001 году. Реализация ФЦП ГЛОНАСС, с учетом изменений, принятых в 2006 г.
13 Программа модернизации системы ГЛОНАСС Глонасс 1982 Глонасс-M 2003 Глонасс-K 2009 Глонасс-KM 2015 Один гражданский сигнал (на L1) Два военных сигнала (на L1 и L2) САС 3 года (факт 4.5 лет) Точность стандартной навигации 70 м Все функции КА Глонасс Второй гражданский сигнал на частоте L2 САС 7 лет Точность стандартной навигации м Все функции КА Глонасс-М Третий гражд. сигнал на частоте L3 САС 10 лет Повышенная точность стандартной навигации до 5 м Определение требований с 2005 г
14 Развитие услуг системы ГЛОНАСС Второй гражданский сигнал в диапазоне L2 начиная с первого запуска КА «Глонасс-М» в 2003 году для обеспечения повышенной точности В настоящий момент в группировке 4 КА «Глонасс-М» Третий гражданский сигнал в диапазоне L3 начиная с запуска КА «Глонасс-К» для повышения надежности и точности навигации, особенно для потребителей с повышенными требованиями безопасности На стадии проработки – передача информации целостности ГНСС в третьем сигнале – для повышения надежности навигационных услуг На стадии проработки – передача глобальных поправок к эфемеридам и бортовым часам в третьем сигнале – обеспечение субметровой точности навигации в реальном времени для мобильных потребителей Размещение на борту КА «Глонасс-К» аппаратуры поиска и спасания (расширение системы КОСПАС/SARSAT) – сокращение времени на точное определение координат терпящих бедствие и проведение поисково-спасательных операций
15 Программа повышения точностных характеристик системы ГЛОНАСС Модернизация космических аппаратов Повышение стабильности бортовых часов Модернизация модели движения (повышение точности ориентации, повышение точности прогноза движения солнечных батарей в тени) Расширение сети станций приема навигационных сигналов (БИС) На пункта Минобороны России (3 станции + 3 дополнительно) На пунктах Роскосмоса (9-12 станций) На пунктах Ростехрегулирования (3 станции) Сотрудничество с Международной службой GNSS и зарубежными агентствами Модернизация системной шкалы времени ГЛОНАСС Модернизация центрального синхронизатора Модернизация средств синхронизации Уточнение геодезической основы – приближение к международной системе координат ITRF : ПЗ в 2006 г. Модернизация программных средств системы эфемеридно-временного обеспечения – внедрение беззапросной технологии Достижение уровня точности, сопоставимого с системой GPS
16 Создание конкурентоспособной навигационной аппаратуры ГЛОНАСС/GPS одночастотный 0.50 мкм ГЛОНАСС/GPS одно- и двухчастотный 0.25 мкм ГЛОНАСС/GPS/GALILEO одно- и многочастотный мкм ГЛОНАСС/GPS/GALILEO многочастотный система на кристалле Количество образцов НАП для гражданских потребителей разработано нарастающим итогом разработано нарастающим итогом (новые образцы)
17 Внедрение на транспорте Глобальная всепогодная навигация Посадка на необорудованные аэродромы Навигация в гаванях и внутренних водах Управление транспортными потоками Оптимизация маршрутов Системы управления движением Обеспечение безопасности пассажиров Типовая система управления движением
18 Создание открытых цифровых карт I: Создание открытых навигационных карт на основе обновленных цифровых топографических карт масштаба «
19 Состояние и развитие системы ГЛОНАСС Государственная политика Существующее состояние ГЛОНАСС Модернизация системы ГЛОНАСС Заключение
20 Заключение Развитие средств координатно-временного и навигационного обеспечения отнесено к одной из приоритетных задач государственной политики Российской Федерации ГЛОНАСС – основа единой системы координатно-временного и навигационного обеспечения Российской Федерации ГЛОНАСС остается системой двойного назначения ГЛОНАСС доступен для широкомасштабного применения. Совместно с GPS уже в настоящее время обеспечивает повышенные характеристики навигации для потребителей по сравнению с использованием только одной системы Обеспечена государственная поддержка по широкому внедрению технологий спутниковой навигации в различных областях экономики Основная цель международного сотрудничества – обеспечение совместимости и взаимодополняемости всех глобальных систем и их функциональных дополнений В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации предусмотрено ускорение развертывания полной группировки системы ГЛОНАСС и обеспечение ее конкурентоспособности, приняты дополнительные меры по развитию отечественного рынка навигационных услуг
21 Спасибо за внимание! Владимир Николаевич КЛИМОВ Начальник отдела спутниковой навигации ФЕДЕРАЛЬНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО Состояние и развитие системы ГЛОНАСС