Проектирование примерных образовательных программ бакалавриата по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»
Факторы, приведшие к выделению отдельного направления «Специальное (дефектологическое) образование» Острая потребность в высокопрофессиональных дефектологических кадрах для отечественной социальной, педагогической, медицинской отраслях; Дефектология определена как самостоятельная предметная область знаний и специфическая сфера профессиональной деятельности; Принципиально отличный от области педагогического образования субъект, объект и область профессиональной деятельности дефектологов;
Субъект, объект и область профессиональной деятельности дефектологов Изучение, образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация Сферы образования, здравоохранения и социальной защиты Лица с ОВЗ (возраст от младенческого до пожилого)
Концепция дефектологического образования Человек с ОВЗ Медико- биологический аспект Социальный аспект Психологический аспект Педагогический аспект Лингвистический аспект
Профили бакалавров по направлению « Специальное (дефектологическое) образование» Сурдопедагогика; Тифлопедагогика; Олигофренопедагогика; Логопедия; Дошкольная дефектология; Специальная психология; Образование детей с ЗПР; Образований лиц с нарушениями функций ОДА
Компетентностная модель бакалавра-дефектолога Общекультурные Общепрофессиональные Профессиональные Специальные Развитие личности студента, как субъекта высшего профессионального образования Взаимопересечение с профессиональной деятельностью бакалавров смежных направлений Связаны с профилями подготовки
Взаимосвязь компетентностного и дисциплинарного подходов в ООП Дисциплины блока ГСЭДисциплины блока ЕН « Правоведение с основами прав инвалидов»; «Основы речевой культуры дефектолога»; «Техника речи»; Прикладная информатика Информационные технологии в специальном образовании Общекультурные
Взаимосвязь компетентностного и дисциплинарного подходов в ООП Общепрофессиональные компетенции Профессиональные компетенции Педагогика Психология Специальная педагогика Специальная психология Филологические основы дефектологического образования Медико-биологические основы дефектологического образования Профессиональный блок дисциплин
Специальные компетенции по профилю «Дошкольная дефектология» Способность ориентироваться в возрастных особенностях развития детей раннего и дошкольного возраста (СК-1); Способность к всестороннему гармоническому воспитанию детей с различными нарушениями психофизического развития (СК-2); Способность использовать свои дифференциально-диагностические знания при классификации нарушений, при определении их этиопатогенеза у детей дошкольного возраста с различными нарушениями (СК-3); Способность использовать в профессиональной деятельности единство системных приемов общеразвивающего и коррекционно-педагогического направления (СК-4); Способность сопровождать семейное воспитание детей с нарушениями психофизического развития и коррегировать особенности детско- родительских отношений в семьях, где воспитываются дети с нарушениями психофизического развития (СК-5); Способность осуществлять подготовку к школе детей с нарушениями психофизического развития (СК-6).
Дисциплины по выбору отражают: Инновационные образовательные системы и технологии; Зарубежные тенденции в специальном образовании; Здоровьесберегающие технологии, Семейное воспитание детей с ОВЗ, Арт-педагогические технологии, Нейропсихологические технологии.
Отличительные особенности рабочих программ педагогической практики: Описание логической и содержательной взаимосвязи практики с другими частями ООП. Указываются требования к «входным» ЗУН. Указываются разделы ООП, для которых прохождение данной практики необходимо как предшествующее. Указываются компетенции, формируемые в результате прохождения практики, в соответствии с ФГОС. Указываются различные образовательные и научно-исследовательские технологии. Указывается информационное обеспечение педагогической практики.
Этапы проектирования ФОС ИГА 1 этап разработка компетентностной модели выпускника 2 этап определение требований к уровням сформированности компетенций у выпускников 3 этап определение структуры и содержания экзаменационных билетов 4 этап определение тематики выпускных квалификационных работ 5 этап определение критериев оценки ответов на экзамене и ВКР 6 этап разработка экспертных листов оценки.
Отличительные особенности рабочих программ дисциплин нового поколения : Место дисциплины в структуре ООП. Требования к результатом освоения дисциплины. Междисциплинарные связи дисциплины. Перечень программного обеспечения и баз данных, информационно-справочных и поисковых систем. Формы использования интерактивных методов обучения.