Компетентностный подход в проектировании ООП ВПО
Компетентностный подход: определение термина - подход к определению целей, отбору содержания, организации образовательного процесса, выбору образовательных технологий и оценке результатов образования, основанный на представлении результатов образования в виде актуальной совокупности компетенций выпускников учебных заведений и соответствующих уровней сформированности этих компетенций. - переход от оценки результата обучения по количеству затраченного труда (время обучения, количество учебных предметов, объем учебных работ, экзаменов и др.) к оценке результата через приобретенные обучающимися компетенции
ответ на появившееся противоречие между: необходимостью обеспечения современного качества образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путём из-за увеличения объёма информации, подлежащей усвоению акцентирует внимание на результате образования; В качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях образовательный процесс ориентирован на развитие системного комплекса осведомлённости, умений, смысловых ориентаций, адаптационных возможностей, опыта и способов преобразовательной деятельности с получением конкретного продукта
Компетентность - это уровень владения человеком технологиями профессиональной деятельности, а также наличие соответствующих этой деятельности качеств личности вне предметного характера (ответственность, самостоятельность, способность принятия индивидуальных и совместных решений, творческий подход к делу, умение постоянно учиться, гибкость теоретического и профессионального мышления, коммуникативность и др.).
Рассматривается как возможность установления связи между знанием и ситуацией, как способность найти процедуру, подходящую для решения проблемы. Компетенция является характеристикой, которую можно извлечь из наблюдений за действием или из совершения этих действий. Однако современная система образования, ориентированная на инструкции и предметные знания, в некоторой степени неспособна к подготовке студентов к действию, к проявлению их интеллектуальных и практических компетенций. Термин «компетенция »
ИНТЕГРАЛЬНО-ЦЕЛОСТНАЯ СТРУКТУРА КОМПЕТЕНЦИИ К О М П Е Т Е Н Ц И Я ЛИЧНОСТНЫЕ, МОТИВАЦИОННО- ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА УМЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ ЗНАНИЯ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ ОБЛАСТИ Компетенция – комплексная характеристика готовности выпускника применять знания, умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности
общекультурные ОК В ФГОС-3 есть компетенции профессиональные общепрофесс иональные (ОПК) В области педагогической деятельности (ПК) В области культурно- просветительской деятельности (ПК)
Компетенция определяется совокупностью действий, которые должны быть : 1) сформированы в образовательном процессе; 2) поэтапно проконтролированы; 3) «на выходе» оценены.
Составление карты конкретной компетенции
отдельная компетенция знания умения навыки личностные характеристики ценностные отношения Компетенции бакалавра Компетенц. специалиста Компетенции магистра
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ (ОК) необходимы для любой профессиональной деятельности; связаны с успехом личности в быстроменяющемся мире; проявляются в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации, социально-правовых норм поведения личности в гражданском обществе
БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ (ОПК, ПК) отражают специфику определенной профессиональной деятельности (педагогической, медицинской, инженерной и т.д.).
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ (СК) отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетентностей в области учебного предмета, конкретной области профессиональной деятельности
Перечень специальных компетенций в области русского языка (СК) способен к диахроническому осмыслению и анализу языковых явлений с целью понимания механизмов современных языковых процессов (СК-1); способен ориентироваться в научных концепциях, объясняющих многообразие подходов к интерпретации языковых явлений с целью понимания сущности явлений и процессов в языке (СК-2); способен выделять форму, содержание и функцию языковой единицы, определять тождество ее с другими единицами языка (СК-3); способен различать основные закономерности, типичные явления и переходные случаи языковых явлений (СК-4); способен анализировать любые тексты в единстве философских, нравственных, эстетических и лингвистических аспектов (СК-5)
Перечень специальных компетенций в области истории (СК) способен определять пространственные рамки исторических процессов и явлений на локальном, национальном и глобальном уровнях (СК-1) способен анализировать исторические события, явления и процессы в их темпоральной характеристике(СК-2) способен ориентироваться в научных концепциях, объясняющих единство и многообразие исторического процесса, специфику (СК- 3) интерпретации прошлого различными школами и направлениями в исторической науке (СК-4) готов применять методы комплексного анализа исторических источников для объяснения исторических фактов (СК-5) способен использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем (СК-6) готов соотносить собственные ценностно-ориентационные установки с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными картинами мира (СК-7)