ПРИЗНАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ДОКУМЕНТОВ ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Вершинина Е.В. Управление лицензирования, аккредитации и надзора в образовании, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Признание иностранного документа об образовании (ИДО)- акт, дающий право на продолжение образования или трудоустройство в другом государстве. Признание ИДО– инструмент регулирования академической мобильности и миграционных потоков. Академическое признание ИДО - право на продолжение образования в другом государстве. Профессиональное признание ИДО - право приступить к профессиональной деятельности в другом государстве. Признание иностранного документа об образовании регулируется национальным законодательством. Основа признания – сравнение компетенций.
Основные правовые новеллы Лиссабонской конвенции 1997 года Переход от понятия «эквивалентность» ИДО к понятию «признание» ИДО; Разработка механизма признания ИДО через сравнение компетенций; Введение понятия «существенные различия в образовании»; Право заявителя на подачу апелляции; Обязанность оценочных органов доказывать обоснованность принятого решения по признанию; Содействие вузов в признании документов своих выпускников за рубежом;
Региональные конвенции в области признания иностранных документов об образовании Региональная конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степенях в государствах Латинской Америки и государствах Карибского бассейна (Ницца, 1976); Международная конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степенях в Арабских и европейских государствах бассейна Средиземного моря (Ницца, 1976) Конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степенях в Арабских государствах (Париж, 1978); Региональная конвенция о признании учебных учебных курсов, свидетельств, дипломов, ученых степенях и других квалификационных документов в системе высшего образования в государствах Африки (Аруша, 1981); Региональная конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степенях в государствах Азии и Тихого океана (Бангкок, 1983); и др.
Нормативная правовая база по вопросу признания иностранных документов об образовании в Российской Федерации Закон Российской Федерации «Об образовании»; Закон Российской Федерации «Об образовании»; ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; Международные договоры Международные договоры Административный регламент по признанию иностранных документов об образовании; Документы, издаваемые уполномоченными органами власти; Вспомогательные документы, имеющие статус рекомендательных;
Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ГОС ВПО - основа признания иностранных документов об образовании, ученых степенях и званиях (ст.5); Признание ИДО, ученых степенях и званиях осуществляется по централизованной схеме (ст.23); Признание ИДО, ученых степенях и званиях осуществляется за счет средств заявителя (ст.23).
Страны, с которыми РФ имеет двусторонние соглашения о взаимном признании документов об образовании, ученых степенях и званиях Албания (2000), Ангола (1986), Армения (2002), Азербайджан (2003), Бангладеш(1987), Белоруссия(1986), Болгария(1972), Босния и Герцеговина(1988), Буркина Фасо(1976), Бурунди(1973), Венгрия(1975), Вьетнам(1978), Гана(1985), Гвинея(1968), Гвинея-Бисау(1979), Замбия (1973), Индия (1987), Испания (1990), острова Зеленого Мыса (1976), Камбоджа (1988), Камерун (1989), Китай (1995), Колумбия (1990), Лаос (1978), Маврикий (1977), Мадагаскар (1973), Мали (1967), Мозамбик (1983), Молдавия (2003), Монголия (2003), Намибия (1998), Непал (1970), Нигер (1975), Нигерия (1973), Никарагуа (1982), Пакистан (1979), Республика Конго (1970), Руанда (1972), Румыния (2001), Сан-Томе и Принсипи (1982), Словения (1988), Сьерра-Леоне (1988), Таиланд (2004), Узбекистан (1998 – уч звания и степени), Украина (2000), Финляндия (1979), Франция (2003 – кандидаты наук), Хорватия (1988), ЦАР (1970), Чад (2000), Шри-Ланка (1982), Экваториальная Гвинея (1985), Эфиопия (1978).
Рабочие документы, связанные с вопросами признания ИДО для граждан, желающих обучаться в российских вузах Приказ Минобразования от «О порядке признания иностранных документов об образовании» - определяет порядок процедуры признания; Письмо Рособрнадзора от /05-01 – юридическую силу имеют только свидетельства об эквивалентности Рособрнадзора; Приказ Минобрнауки от в личном деле выпускника …. – свидетельство об эквивалентности; Ежегодное письмо о поступлении в вузы иностранных граждан и граждан, получивших предыдущее образование за рубежом ( от ,05-01) – гражданство, отмена признания, отсрочка представления свидетельства об эквивалентности, обучение иностранных граждан в российских вузах за счет бюджета
Рабочие документы, связанные с вопросами признания ИДО для граждан, желающих обучаться в российских вузах (продолжение) Письмо Рособрнадзора от /05-01) - отмена процедуры признания для иностранных имеющих направление Рособрзования; Письмо Рособрнадзора от /05-01) - отмена процедуры признания документов всех уровней образования для граждан РБ в рамках Договора между РФ и РБ о равных правах граждан от ; Письмо Рособрнадзора от /05-01) - отмена процедуры признания для студентов из РК по программе «Болашак»; Соглашение о сотрудничестве в области образования от – документы СССР, выданные до признаются бессрочно;
УГТУ Екатерин бург НГУ Новосиб ирск МГУ Москва ФГУ «Интеро бразован ие » СПГПУ Санкт- Петербург РГУ Калининг рад ДГТУ Ростов- на-Дону ИГТУ Иркутск ДГУ Владивос ток Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки КГТУ Казань
Основные направления деятельности Рособрнадзора по совершенствованию системы признания ИДО Создание распределенной сети (по федеральным округам) экспертных центров по оценке иностранных документов об образовании; Противодействие незаконному обороту фальшивых документов об образовании; Создание системы раздельного академического и профессионального признания; Разработка системы признания практического опыта, полученного гражданином в течение всей жизни при оценке общего уровня образования;