НОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА: НОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА: АДАПТАЦИЯ ИДЕЙ VS НОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФОРМАЦИЯ
Учебный процесс с использованием системы зачетных единиц ведется по основным образовательным программам и учебным планам, разработанными в соответствии с действующими ГОС высшего профессионального образования и утвержденными ученым советом университета. Учебный процесс с использованием системы зачетных единиц ведется по основным образовательным программам и учебным планам, разработанными в соответствии с действующими ГОС высшего профессионального образования и утвержденными ученым советом университета.
индивидуально-ориентированный учебный процесс в системе кредитных и балльно-рейтинговых единиц совершенствование планирования учебного процесса с учетом индивидуального выбора каждым студентом образовательного маршрута, совершенствование планирования учебного процесса с учетом индивидуального выбора каждым студентом образовательного маршрута, внедрение новых систем оценки всех видов деятельности студентов; внедрение новых систем оценки всех видов деятельности студентов; повышение мотивации студентов в успешной реализации образовательной программы; повышение мотивации студентов в успешной реализации образовательной программы; оптимизация учебной нагрузки преподавателей, оптимизация учебной нагрузки преподавателей, создание благоприятных условий для решения преподавателем образовательных задач как в аудиторное, так и в неаудиторное время, создание благоприятных условий для решения преподавателем образовательных задач как в аудиторное, так и в неаудиторное время, создание информационной среды, обеспечивающей доступность и своевременность в освещении хода эксперимента, создание информационной среды, обеспечивающей доступность и своевременность в освещении хода эксперимента, создание материально-технической базы, адекватной задачам образовательной программы. создание материально-технической базы, адекватной задачам образовательной программы.
Новые задачи Оценка собственного потенциала (качественный анализ); Оценка собственного потенциала (качественный анализ); Обучение новой системе (семинары, стажировки, мастер-классы); Обучение новой системе (семинары, стажировки, мастер-классы); Определение «опытных полигонов» (факультет, кафедра, образовательная программа); Определение «опытных полигонов» (факультет, кафедра, образовательная программа); Разработка инструментария; Разработка инструментария; Обеспечение информационной поддержки. Обеспечение информационной поддержки.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса Информационная поддержка 70% Технологические карты Рабочие учебные программы Информационные сайты Индивидуальные планы Системы «взаимной связи» Учебно-методическое Сопровождение 30% Учебник-навигатор Методические материалы Ресурсный центр Интернет-ссылки Диагностирущие материалы
Смещение акцентов Методика обучения знаниям Методика освоения знаниями
Главная задача Научить овладевать знаниями и умениями Научить овладевать знаниями и умениями Необходимо дать инструмент Необходимо дать инструмент
Факультет методический центр по многоуровневой подготовке бакалавра и магистра филологического образования; методический центр по многоуровневой подготовке бакалавра и магистра филологического образования; научно-исследовательская база для разработки новых образовательных программ и подготовки преподавателей для высшей школы; научно-исследовательская база для разработки новых образовательных программ и подготовки преподавателей для высшей школы; экспериментальная лаборатория по апробации инновационных образовательных процессов. экспериментальная лаборатория по апробации инновационных образовательных процессов.
Деканат Идеологический центр Идеологический центр Стратегический центр Стратегический центр Обучающий центр Обучающий центр Информационный центр Информационный центр Координационный центр Координационный центр Методический центр Методический центр
Для организации нового учебного процесса используются: учебный план; учебный план; рабочий учебный план; рабочий учебный план; индивидуальный план деятельности преподавателя; индивидуальный план деятельности преподавателя; индивидуальный план деятельности студента. индивидуальный план деятельности студента.
Учебный план Одна из составляющих образовательной программы, определяющая общие параметры (набор дисциплин, количество учебных недель, соотношение аудиторных и внеаудиторных часов и др.). Одна из составляющих образовательной программы, определяющая общие параметры (набор дисциплин, количество учебных недель, соотношение аудиторных и внеаудиторных часов и др.). Утверждается ученым советом университета. Утверждается ученым советом университета.
Рабочий учебный план Составляется на учебный год или на весь срок обучения на основе учебного плана. Составляется на учебный год или на весь срок обучения на основе учебного плана. В нем отражаются все виды деятельности студента по освоению образовательной программы, зачетные единицы (кредиты) по каждому виду деятельности, статус дисциплин в учебном плане, минимальное и максимальное количество баллов по каждому виду деятельности, количество аудиторных и внеаудиторных часов. В нем отражаются все виды деятельности студента по освоению образовательной программы, зачетные единицы (кредиты) по каждому виду деятельности, статус дисциплин в учебном плане, минимальное и максимальное количество баллов по каждому виду деятельности, количество аудиторных и внеаудиторных часов.
Теоретическое обучение Дисциплины группы А (26 кредитов) дисциплины, изучаемые обязательно и строго последовательно во времени Дисциплины группы В (27 кредитов) дисциплины, изучаемые обязательно, но не последовательно Дисциплины группы С (15 кредитов) дисциплины, изучаемые по выбору студента
Нелинейная организация учебного процесса мобильное и гибкое планирование учебного процесса; мобильное и гибкое планирование учебного процесса; установление оптимального соотношения аудиторной и внеаудиторной работы; установление оптимального соотношения аудиторной и внеаудиторной работы; выработку у студента способности к самообразованию и саморазвитию, потребности и навыков самостоятельного творческого овладения знаниями в своей практической деятельности. выработку у студента способности к самообразованию и саморазвитию, потребности и навыков самостоятельного творческого овладения знаниями в своей практической деятельности.
Нелинейное расписание занятий Теоретическое обучение; Теоретическое обучение; Научно-исследовательская работа; Научно-исследовательская работа; Внеаудиторная работа студента. Внеаудиторная работа студента.
Расписание теоретического обучения сроки семестра/триместра, сроки семестра/триместра, дни недели и часы проведения дисциплин группы (А); дни недели и часы проведения дисциплин группы (А); даты и часы проведения дисциплин группы (В) и (С). даты и часы проведения дисциплин группы (В) и (С). даты и часы консультаций преподавателей по дисциплинам. даты и часы консультаций преподавателей по дисциплинам.
Расписание научно-исследовательской работы даты и часы консультаций научных руководителей программ; даты и часы консультаций научных руководителей программ; даты и часы консультаций академических консультантов и руководителей научно- исследовательской работы выпускающих кафедр; даты и часы консультаций академических консультантов и руководителей научно- исследовательской работы выпускающих кафедр; даты и часы научно-практических семинаров; даты и часы научно-практических семинаров; сроки отчетности по научно- исследовательской работе. сроки отчетности по научно- исследовательской работе.
Расписание внеаудиторной работы часы работы диагностических классов и методических кабинетов; часы работы диагностических классов и методических кабинетов; часы и даты консультаций инженеров- лаборантов; часы и даты консультаций инженеров- лаборантов; часы работы библиотек и читальных залов университета, РНБ, БАН; часы работы библиотек и читальных залов университета, РНБ, БАН; часы и даты проведения диагностических мероприятий. часы и даты проведения диагностических мероприятий.
Статус дисциплины в учебном плане Освоение образовательной программы предполагает ранжирование дисциплин в учебном плане по информационному объему, характеру изучения учебного материала, по способам представления материала и др. Освоение образовательной программы предполагает ранжирование дисциплин в учебном плане по информационному объему, характеру изучения учебного материала, по способам представления материала и др. С этой позиции все дисциплины рабочего учебного плана делятся на три группы - дисциплины группы А, В или С. С этой позиции все дисциплины рабочего учебного плана делятся на три группы - дисциплины группы А, В или С.
Дисциплины группы А К группе А относятся дисциплины, которые изучаются обязательно и строго последовательно во времени. С одной стороны, это дисциплины, обеспечивающие построение базиса предметной области знаний, на которой можно в дальнейшем надстраивать как прикладные, так и теоретические знания. А с другой стороны, это дисциплины, формирующие необходимые компетенции и требующие систематического подхода. К группе А относятся дисциплины, которые изучаются обязательно и строго последовательно во времени. С одной стороны, это дисциплины, обеспечивающие построение базиса предметной области знаний, на которой можно в дальнейшем надстраивать как прикладные, так и теоретические знания. А с другой стороны, это дисциплины, формирующие необходимые компетенции и требующие систематического подхода.
Дисциплины группы В К группе В относятся дисциплины, которые изучаются обязательно, но не последовательно. Это значит, что дисциплина может изучаться студентом в нерегламентированные сроки. К группе В относятся дисциплины, которые изучаются обязательно, но не последовательно. Это значит, что дисциплина может изучаться студентом в нерегламентированные сроки. Большая часть дисциплин, включенных в учебный план магистратуры, относятся к дисциплинам группы В. Это объясняется тем, что студенты магистратуры уже имеют базовые знания и сформированные компетенции по направлению подготовки. Большая часть дисциплин, включенных в учебный план магистратуры, относятся к дисциплинам группы В. Это объясняется тем, что студенты магистратуры уже имеют базовые знания и сформированные компетенции по направлению подготовки.
Дисциплины группы С К группе С относятся дисциплины, которые в учебном плане имеют статус дисциплин по выбору. К группе С относятся дисциплины, которые в учебном плане имеют статус дисциплин по выбору.
Базовый учебный план (традиционно) Сроки изучения Сроки изучения Трудоемкость в часах Трудоемкость в часах Количество аудиторных часов Количество аудиторных часов Количество часов на самостоятельную работу Количество часов на самостоятельную работу Количество часов в неделю Количество часов в неделю Форма проведения занятий (лекции, практические, лабораторные и др.) Форма проведения занятий (лекции, практические, лабораторные и др.) Форма отчетности (зачет, экзамен) Форма отчетности (зачет, экзамен)
Рабочий учебный план Статус (группа А, В,С) Статус (группа А, В,С) Количество кредитов Количество кредитов Количество аудиторных часов Количество аудиторных часов Количество внеаудиторных часов Количество внеаудиторных часов Максимальное количество баллов Максимальное количество баллов Минимальное количество баллов Минимальное количество баллов
Трудоемкость дисциплины временные затраты, необходимые для полного усвоения дисциплины. В трудоемкость дисциплины включены: аудиторная, аудиторная, внеаудиторная внеаудиторная самостоятельная работа студента по дисциплине. самостоятельная работа студента по дисциплине.
Организационно-методическое сопровождение дисциплины учебная программа дисциплины учебная программа дисциплины рабочая программа дисциплины рабочая программа дисциплины технологическая карта дисциплины технологическая карта дисциплины
Учебно-методическое обеспечение дисциплины Комплект дидактических материалов Комплект дидактических материалов Комплект диагностических материалов Комплект диагностических материалов
1.Организационный 2.Учебно-организационный 3.Учебно-познавательный 4.Практический 5.Аттестационный