Андрей Александрович Б Е Р С профессор, доктор тех. наук, академик МАИ. Сибирское Отделение РАН Институт Систем информатики им. А.П. Ершова Новосибирский государственный университет l a o x i o n i i s. n s k. s u тел: (383) ФИТ НГУ Магистратура 1-й курс Осенний семестр Новосибирский Государственный университет Лекция сентября 2010 г.
1 - Конструктивная деятельность, создающая неимоверно сложные системы, чтобы ими затем было проще пользоваться. ИНФОРМАТИКА это: 2 - Наука, изучающая законы хранения, преобразования и передачи информации, сложность строения привычно элементарных действий и систем, а также структуру взаимодействий объектов и субъектов. Наука обеспечивает различение различного при сохранении целостности общего, простое описание сложного, языковые средства. 3 - Мировоззрение, описывающее информационно-деятельностное строение и закономерности развития цивилизации, и её культуры, в том числе взаимодействия людей между собой и с машинами. Как Деятельность, так и Мировоззрение шире Науки, ибо учитывают: Ремесло, искусство, социум и т.п.
Субъект воспринимает Реальный мир как Действительность, и отображает (через свой Внутренний мир) вещи и другие сущности, как Объекты Знакового мира, через который и проистекает Деятельность. Все конструкты языков программирования, принадлежат знаковому миру : операторы и операции, выражения, имена, описания, типы данных, указатели и т.п. А в действительности всё не так, как на самом деле. (Присказка) Действительность Знаковая форма Объективное содержание Субъективная трактовка Знак Знаковый мир Действительность Реальный мир
Проектирование и программирование Информационная замкнутость гарантия отсутствия побочных эффектов при функционировании (изменяется только то, что указано, а всё остальное нет!) Обозначение Конструкция Общее понятие свёртки Микропрограммное проектиирование Приаппаратное программирование Составление программ для ЭВМ Написание программы на Языках ВУ Проектирование деятельности системы средствами ВУ Спецификация Деятельности средствами ВУ и т.п. Отступление от так называемых принципов фон-Неймана: Разделение памяти команд и данных, Неизменность программных кодов Неоднородность памяти Потоки данных вместо потока управления Доступ Знаковый мир Действительность Реальный мир Оперирование Исполнение программы
Деятельность целенаправленна Исходный Материал Операции, процедуры Средства, инструменты Продукт Деятельности Цель ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «Действуйте по обстановке!» Оценить ситуацию Исполнитель Выполнить действие Элементарная Деятельность можно запустить, но неизвестно как делается Конкретная Деятельность Цель этой деятельности лежит вне неё Необходимое условие возможности разделения Деятельности на части: Конкретная деятельность-часть обязательно должна завершаться!!! Пример2: ОПЕРИРОВАНИЕ Поедем на Юг, чтобы побывать на Алтае Пример1: ИСПОЛНЕНИЕ Метадятельнос ть Процедуры и средства: На машине по М52, карта, навигатор Деятельность определяется в Знаковом мире Деятельность обеспечивается средствами и инструментами Деятельность проводится по программе Исходный материал его свойства (морфология) Вид продукта задан целью