Основное настроение и композиция стихотворения М. Ю. Лермонтова М. Ю. Лермонтова «Тучи» «Тучи»
год.
Цель: Развитие навыка выразительного чтения стихотворного произведения. Развитие навыка выразительного чтения стихотворного произведения. Уметь определять тему и идею стихотворного произведения. Уметь определять тему и идею стихотворного произведения. Привитие любви к творчеству поэта. Привитие любви к творчеству поэта.
Ключевые слова урока. Тема Тема Идея Идея Лирический герой Лирический герой Стихотворение Стихотворение Художественно-языковые средства Художественно-языковые средства Строфа. Строфа.
Творческая основа стихотворения «Тучи». «Тучи». В 1840 году Лермонтов во второй раз отправлялся в ссылку на Кавказ. В апреле этого года он прощался с петербургскими друзьями. Современник поэта граф В.А. Соллогуб вспоминал: «Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим и тут, растроганный вниманием к себе и непритворною любовью избранного кружка, поэт, стоя у окна и глядя на тучи, которые ползли над летним садом и Невою, написал стихотворение «Тучки небесные, вечные странники!...». Софья Карамзина и несколько человек гостей окружали поэта и просили прочесть только что написанное стихотворение. Он… прочел его. Когда он кончил, глаза были влажные от слез…»
Анализ стихотворения. Как меняется характер отношения лирического героя к тучам: В какой части стихотворения он мысленно сближает себя с ними? Почему? В какой части стихотворения он мысленно сближает себя с ними? Почему? В какой части это единение оказывается под вопросом, под сомнением? В какой части это единение оказывается под вопросом, под сомнением? Какие различия есть в судьбе поэта и тучек? В чем поэт находит сходство своей судьбы с «судьбой тучек»?
Творческое задание. Выписать из текста слова, связанные с описанием тучек: Какие языковые средства использует автор?
Подумаем вместе! Основное настроение стихотворения «Тучи». Как построено стихотворение? Выучите стихотворение наизусть, подчеркните во время чтения настроение поэта, которое преобладает в произведении.
МОУ «СОШ с.Прималкинского» Прохладненского района КБР Провела учитель: Мешкова Н. В уч.г.