Михаил Афанасьевич Булгаков «Мастер и Маргарита»
История создания романа Роман "Мастер и Маргарита" принес писателю мировую известность, но стал достоянием широкого советского читателя с опозданием почти на три десятилетия (первая публикация в сокращенном виде произошла в 1966). Булгаков сознательно писал свой роман как итоговое произведение, вобравшее в себя многие мотивы его предшествующего творчества, а также художественно-философский опыт русской классической и мировой литературы. Роман "Мастер и Маргарита" принес писателю мировую известность, но стал достоянием широкого советского читателя с опозданием почти на три десятилетия (первая публикация в сокращенном виде произошла в 1966). Булгаков сознательно писал свой роман как итоговое произведение, вобравшее в себя многие мотивы его предшествующего творчества, а также художественно-философский опыт русской классической и мировой литературы.
Тайна заглавия Долгое время занял мучительный поиск названия для своего романа. Булгаков неоднократно менял одно название на другое: "Гастроль...", "Сын...", "Жонглер с копытом", "Копыто инженера", "Копыто консультанта", "Он явился" и др. Но чаще всего встречается "Черный маг".
Окончательный вариант заглавия В 1937 г. структура романа окончательно сложилась. Тогда же появилось и бессмертное название "Мастер и Маргарита".
Жанр произведения Жанровая уникальность романа "Мастер и Маргарита" - "последнего, закатного" произведения М. А. Булгакова до сих пор вызывает у литературоведов споры. Его определяют как роман-миф, философский роман, мениппея, роман-мистерия и т. п. В "Мастере и Маргарите" весьма органично соединились едва ли не все существующие в мире жанры и литературные направления.
Сюжетные линии романа В романе присутствуют три сюжетные линии: философская - Иешуа и Понтий Пилат, любовная - Мастер и Маргарита, мистическая и сатирическая - Воланд, его свита и москвичи. Они облечены в свободную, яркую, иногда причудливую форму повествования и тесно взаимосвязаны между собой инфернальным образом Воланда.
Сюжет романа Роман начинается со сцены на Патриарших прудах, где Михаил Александрович Берлиоз и Иван Бездомный жарко спорят со странным незнакомцем о существовании Бога. На вопрос Воланда "кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле", если Бога нет, Иван Бездомный как убежденный атеист отвечает: "Сам человек и управляет". Но вскоре развитие сюжета опровергает этот тезис
Дом 10 по ул. Б.Садовой, располагалась «Нехорошая квартира»
Воланд
Азазелло
Двенадцатая глава романа Двенадцатая глава, являясь кульминацией сюжетной линии "Воланд - москвичи", играет существенную роль в раскрытии философского и политического подтекста романа, отражает его стилевое богатство и своеобразие. При помощи мистики, фантастики Булгаков подвергает осмеянию все то, что отвернулось от добра, изолгалось, развратилось, нравственно выхолощено, утратило извечные истины.
Воланд и Бегемот
Идея романа М. Булгаков судит своих героев по самому строгому счету - по счету человеческой нравственности. И он не находит здесь даже для самых заскорузлых, "неразвитых" своих персонажей никаких оправданий - он не верит в "невменяемость", и ничто не снимает для него с человека его ответственности перед собой, его "вины"...