(XIX – I четверть XX вв.) Седов, Абаринова
Дом крестьян – старожилов. Постройка XIX в Начало XIX в. ознаменовано резко возросшей необходимостью в увеличении промышленного металлургического производства. Строились заводы, ( Гурьевский, Томский ), при этом учитывалось наличие в близлежащей округе пашен и сенокосных угодий для жителей будущего поселка
Железнодорожный мост через Томь год. Строительство Транссибирской магистрали продолжалось с 1891 по 1904 гг. Ее сооружение обеспечило прорыв сибирской торговли на общероссийские и международные рынки, основательно содействовав капитализации огромного края
Строители Транссиба Железная дорога активно использовалась и для перевозки пассажиров, что способствовало расширению контактов как внутри региона, так и между значительно удаленными друг от друга территориями, сближало разные культуры. Вырастали новые железнодорожные станции.
Станция Тайга год Станция Тайга год Станция Тайга стала узловой, от которой шла железнодорожная ветка на Томск, и которая приобрела положение важного торгового центра. Рядом вырос крупный поселок, получивший в 1911 г. статус города.
Панорама Мариинска год. 6 декабря 1856 г. – именным указом в Томской губернии образован новый округ Кийский, центр которого село Кийское – преобразовано в окружной город Кийск. В 1857 г. он был переименован в Мариинск в честь супруги Александра II.
Развитию Мариинска в значительной степени способствовала «золотая лихорадка», начавшаяся после открытия золотых россыпей в 1829 г. В 1862 г. в Мариинске насчитывалось чуть более 500 домов и житель. В 1876 г. в городе проживало жителей. По переписи 1897 г. город имел уже жителей. В 1876 г. в Мариинске было введено так называемое городское самоуправление. Из кузбасских поселений это было единственное, имевшее по статусу право избирать свою городскую думу.
Кузнецк в конце XIX века. Вид с Вознесенской горы. Кузнецк, в отличие от Мариинска, находился в стороне от Большого Сибирского тракта, заводов и рудников. Население его росло медленно. В 1858 г. оно составляло 1 655, в 1877 г. – 3 051, в 1897 г. – жителей.
Развивается телеграфная связь. В 1862 г. телеграфная линия соединила Екатеринбург с Омском, в 1863 г. – с Томском, в 1864 г. телеграф связал Петербург с Иркутском. Таким образом, развитие средств связи, транспорта, товарно - денежных отношений, рост производительности труда способствовали процессам капитализации и обуржуазивания во всех сферах социально - экономической жизни Кузбасса в 2 половине XIX - начале XX вв.
Большинство населения города занималось сельским хозяйством, преимущественно скотоводством. Торговля велась товарами крестьянского производства и незначительно – предметами промышленности, привозимыми с Ирбитской ярмарки. В городе существовало 5 лавок и 7 небольших « заводиков »: 2 кирпичных, 3 мыловаренных, кожевенный и свечной.
После 1905 года наблюдается некоторый « застой » в развитии городов. Причинами тому были : митинги и забастовки рабочей солидарности железнодорожников и шахтеров Кузбасса в ответ на события в столице 9 января 1905 г.; промышленный подъем гг., поглотивший свободные рабочие руки ; рост обратного переселения из Сибири ; неурожай 1911 г.; активное расширение посевных площадей.
Вид шахты « Центральная ». Построена « Копикузом » в 1915 году. В 1912 г. было основано акционерное общество Кузнецких каменноугольных копей и железоделательных заводов – « Копикуз ». Руководство « Копикуза » пригласило для проведения разведок в Кузбассе профессора Леонида Ивановича Лутугина и его учеников.
При активном участии « Копикуза » закладывались шахты на Кемеровском и Кольчугинском рудниках, строился Химзавод у села Щеглово, начала действовать железнодорожная линия от станции Юрга до станции Кольчугино с веткой от станции Топки до станции Кемерово. Таким образом, закладывалась основа для появления и роста новых городов в Кузбассе.
В года Первой мировой войны уход на фронт трудоспособных мужчин оголил сельское хозяйство, посевные площади сократились, налоги росли. Города и рабочие поселки развивались « вширь ». Их население к 1917 году представляло 67 тыс. человек – 11,4 %. Сельское население насчитывало человек
Себальд Юстинус Рутгерс – председатель правления, главный директор Автономной индустриальной колонии « Кузбасс ». Значительный вклад в восстановление промышленности и развитие региона внесло уникальное предприятие – Автономная индустриальная колония « Кузбасс » ( АИК ), созданное при поддержке В. И. Ленина иностранными специалистами во главе с инженером С. Рутгерсом.
Первые благоустроенные дома для рабочих, построенные АИК. В рамках АИК большое развитие получил Кольчугинский рудник. В связи с эти село Ленино ( так называлось тогда бывшее Кольчугино ) в 1925 г. было преобразовано в город Ленинск - Кузнецкий. В 1924 г. в Сибири было проведено административно – территориальное районирование.
Восстановление народного хозяйства создало условия для перехода страны на рельсы индустриализации. В Кузбассе в гг. были построены еще 23 небольших шахты. Особенно интенсивно развивались Прокопьевский и Анжеро – Судженский рудники. Их разрозненные поселки в 1931 г. были объединены в города Анжеро – Судженск и Прокопьевск. Между тем Щегловок 27 марта 1932 г. переименовали в город Кемерово.
Таким образом, исторические предпосылки позволили городам Кузбасса развиваться в русле общероссийской и всемирной истории. В условиях нарастания капиталистических тенденций в начале XX в. рабочие поселки и железнодорожные станции получают статус городов.