МОДЕЛЬ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ 4 класс урок 14 с МОДЕЛЬ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ 4 класс урок 14 с
Теперь мы уже знаем: Повторение Повторение
§ 6. ПОНЯТИЕ § 6. ПОНЯТИЕ Существует два взаимосвязанных мира: мир объектов реальной действительности и мир понятий об этих объектах (виртуальный мир). Существует два взаимосвязанных мира: мир объектов реальной действительности и мир понятий об этих объектах (виртуальный мир). Понятие не может быть воспринято человеком в готовом виде оно возникает в результате взаимодействия человека с объектом Понятие не может быть воспринято человеком в готовом виде оно возникает в результате взаимодействия человека с объектом Понятие это объект внутреннего, виртуального мира, то есть мира идей и мыслей человека. Понятие это объект внутреннего, виртуального мира, то есть мира идей и мыслей человека. Все существенные свойства объекта, которые известны человеку о нём, составляют содержание понятия этого человека об этом объекте. Все существенные свойства объекта, которые известны человеку о нём, составляют содержание понятия этого человека об этом объекте. Термин это слово или устойчивое словосочетание, обозначающее объект из мира искусства, науки, техники. Термин это слово или устойчивое словосочетание, обозначающее объект из мира искусства, науки, техники. ПОВТОРИМ !
«СОБАКА» «колли»«бульдог»«такса» §7. ДЕЛЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПОНЯТИЙ §7. ДЕЛЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПОНЯТИЙ ПОВТОРИМ !
«КОМПЬЮТЕРНЫЙ СИМВОЛ» «буква» «знак препинания»«специальный знак» «знак арифметического действия» «цифра» ПОВТОРИМ !
Отношения между понятиями бывают: Отношения между понятиями бывают: «род вид» и «вид род», симметричными и несимметричными, «род вид» и «вид род», симметричными и несимметричными, Отношения между видовыми понятиями одного уровня «вид вид» симметричные, их можно обозначить двунаправленной стрелкой. Отношения между видовыми понятиями одного уровня «вид вид» симметричные, их можно обозначить двунаправленной стрелкой. Отношение между родовым и видовым понятиями («род вид» и «вид род») несимметричное, поэтому его обозначают однонаправленной стрелкой: или. Отношение между родовым и видовым понятиями («род вид» и «вид род») несимметричное, поэтому его обозначают однонаправленной стрелкой: или. Круги (диаграмма) Эйлера-Венна это наглядное представление информации об отношениях между понятиями, поэтому ими удобно пользоваться. Круги (диаграмма) Эйлера-Венна это наглядное представление информации об отношениях между понятиями, поэтому ими удобно пользоваться. §8. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ §8. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ ПОВТОРИМ !
§ 9. СОВМЕСТИМЫЕ И НЕСОВМЕСТИМЫЕ ПОНЯТИЯ § 9. СОВМЕСТИМЫЕ И НЕСОВМЕСТИМЫЕ ПОНЯТИЯ ПОВТОРИМ !
§ 13. МОДЕЛЬ ОБЪЕКТА Модель это упрощённое подобие объекта. Модель это упрощённое подобие объекта. Цели создания модели: сохранить информацию о наблюдаемом объекте, передать её другим людям. Цели создания модели: сохранить информацию о наблюдаемом объекте, передать её другим людям. Целью создания может быть: Целью создания может быть: - необходимость показать, как будет выглядеть объект, которого ещё нет (автомобиль, мотор и так далее); - испытание на моделях работы объекта-оригинала (самолёта, космического корабля, лекарства и других); - изучение на модели существенных свойств объекта, который недоступен для непосредственного наблюдения. ПОВТОРИМ !
Материальные модели
Информационная модель
Текстовая и графическая модель отношений
МОДЕЛЬ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ Отношение, как и любой другой объект, может являться объектом моделирования. Можно построить модель отношения между понятиями. Отношение, как и любой другой объект, может являться объектом моделирования. Можно построить модель отношения между понятиями. Текст, описывающий отношение между понятиями, это текстовая модель их отношения. Текст, описывающий отношение между понятиями, это текстовая модель их отношения. Модель отношения между понятиями можно представить графически в виде кругов Эйлера-Венна. Модель отношения между понятиями можно представить графически в виде кругов Эйлера-Венна.
1. Вставь пропущенные слова: а) Описание природного явления в виде текста – это текстовая ______ явления. б) Изображение _____ на рисунке или фотографии – это графическая модель объекта 2. Закончи предложения. а) Между понятиями «дерево» и «берёза» отношение _ __________. б) Берёза есть дерево, но не каждое дерево - _______. Данные для справки: «род» «вид»; «род» «род»; «вид» «род»; «вид» «вид»; дерево, берёза, кустарник, растение Данные для справки: объект,явление, модель,предмет
3. Выполни задания. Прочитай текст в рамке и постарайся понять его смысл. Суждение – это текстовая модель отношения между понятиями. Круги Эйлера-Венна – это графическая модель отношения между понятиями. И то, и другое – информационная модель отношения между понятиями. что тебе понятно про информационные модели ? ____________________________________________ ____________________________________________
4. Соедини стрелками по смыслу. Графическая модель (рисунок) Текстовая модель (суждение) Каждая ёлка есть хвойное дерево, но не всякое дерево есть ёлка «хвойное дерево» «ёлка» Графическая модель (диаграмма Эйлера-Венна)
Не забудь удалить свои пометки на слайдах!!!