Смысловая роль «Плача Ярославны» в «Слове о полку Игореве» Работа для «Аукциона педагогических идей» Выполнена Сарамотиной П. С., учителем русского языка и литературы средней общеобразовательной школы 88
Цели и задачи урока 1. Изучение «Слова о полку Игореве» через эпизод «Плач Ярославны». - Истолковать отдельные образы, возникающие в эпизоде. - Выделить мотивы, связывающие образы в рамках эпизода. - Определить роль плача Ярославны в художественном целом произведения.
Цели и задачи урока 2. Развитие навыков анализа эпизода. - Сформулировать вопросы к тексту. - Обратить внимание на общие места в характеристике любого эпизода: хронотоп, система персонажей, событие, соотнесение с другими эпизодами. - Использовать исторический (Лихачёв, Сазонова, Стеллецкий) и мифопоэтический комментарий. - Задействовать в процессе интерпретации точки зрения различных исследователей.
Цели и задачи урока 3. Воспитание культуры понимания художественного произведения. - Осознать значимость детали в художественном произведении. Усвоить теоретическое положение: «В художественном произведении не бывает ничего случайного». - Проследить механизм взаимодействия части и целого в герменевтическом круге (связь эпизода и всего художественного произведения; связь отдельных эпизодов, составляющих целое художественного произведения).
Цели и задачи урока 4. Нравственное воспитание. - Установить ценность семьи (рода) и Родины в произведении. - Рассмотреть образ слова. Обратить внимание на то, что слово в произведении наделяется способностью изменять, преобразовывать мир.
Тип урока Урок-диалог с элементами «восхождения». Форма урока Практикум.
Методы и приёмы учебной деятельности - Метод творческого чтения с параллельными комментариями и формулировкой вопросов. - Исследовательский метод с обращением к различным типам анализа литературного произведения, сравнение единиц текста с выходом на интерпретацию через выявление связи части и целого.
Виды учебной деятельности - Формулировка учащимися вопросов к тексту эпизода. - Интерпретация фрагмента текста. - Соотнесение отдельных эпизодов с выходом на целое художественного произведения.
Место урока в учебном контексте Предпоследний урок, посвящённый анализу текста «Слова о полку Игореве». Готовит учащихся к осмыслению финала произведения, подведению итогов. Интерпретация эпизода постоянно сопровождается выходами за его рамки, способствующими формированию целостного представления о произведении.
Возможные вопросы учащихся Почему жена Игоря названа по отчеству, а не по имени? Почему голос Ярославны слышится на Дунае? Что такое забрало? Почему Ярославна плачет на нём? Почему Ярославна плачет на юру (перевод Заболоцкого)? Что это? Почему Ярославна плачет то на забрале, то на юру (перевод Заболоцкого)? Это одно и то же место? Почему Ярославна в своём плаче не упоминает Всеволода, брата Игоря? Как плач Ярославны связан с предшествующим ему лирическим отступлением автора?
Наименование героини по отчеству. Какая ещё героиня «Слова о полку Игореве» имеет имя? В эпизоде сражения русских с половцами жена Всеволода названа Глебовной. Предпочтение родового имени перед индивидуальным – закономерность всего произведения.
Образ голоса Ярославны На каком расстоянии друг от друга находятся Дунай и Путивль? Перевод А. Майкова: Игорь слышит голос Ярославны (вместо указания на Дунай). Из Путивля голос Ярославны через русские земли доходит до пограничной реки Дунай. Личное горе (разлука с мужем) приобретает масштаб всеобщего бедствия, значимого для всей Руси.
Образы забрала, юра Забрало – самая высокая точка города. Юр – открытое, многолюдное место. Горе Ярославны разделяет весь народ.
Адресат плача Кто из близких Ярославны участвовал в походе на половцев? Поражение русских сопровождается метафорой четырёх погасших солнц. О ком идёт речь? Вместе с Игорем в походе участвовал его родной брат Всеволод, сын от первой жены Владимир; в качестве четвёртого «солнца» некоторые исследователи называют племянника Игоря Святослава Рыльского, некоторые – сына Игоря Олега. Ярославна плачет только по Игорю, потому что он занимает особое иерархическое положение – является князем Новгород-Северским. Семейные интересы отодвигаются на задний план, когда проблема касается всей Руси.
Связь с предшествующим эпизодом Образ братьев Рюрика и Давыда, которые никак не могли прийти к согласию, готовясь выступить против половцев.
Промежуточный вывод В плаче Ярославны стирается граница между личным и общим, жизнью человека и жизнью рода, жизнью рода и жизнью народа. Возобладание общих интересов над личными.