Актуальные тенденции бюджетного законодательства РФ Переход от «управления затратами» к «управлению по результатам» Фонд «Институт экономики города»
Логика бюджетной реформы Управление затратами ( гг.) сбалансированность бюджета денежное исполнение казначейство целевое использование средств в соответствии с планом методика распределения финансовой помощи Управление результатами разделение уровней бюджетной системы действующие и принимаемые обязательства среднесрочное планирование бюджетирование по целям и результатам реорганизация бюджетных учреждений учет и отчетность по международным стандартам
Оптимальная децентрализация управления общественными финансами Цель: cоздание полномочных и ответственных администраторов бюджетных средств (АБС - власти, министерства, учреждения) Способ: разграничение полномочий и ответственности 1) макроуровень: Российская Федерация – субъекты РФ – муниципалитеты (реформа межбюджетных отношений) 2) мезоуровень: Правительство – финансовые органы – министерства (реформа бюджетного процесса) 3) микроуровень: министерства – службы – учреждения (реформа бюджетной сети)
Бюджетная реформа в РФ 1. Реформа межбюджетных отношений (разграничение полномочий и доходов между РФ – регионами - муниципалитетами) 2. Реформа бюджетного процесса (расширение полномочий и ответственности администраторов бюджетных ресурсов, бюджетирование по целям и результатам) 3. Реформа бюджетной сети (повышение самостоятельности учреждений, переход к принципу заказа услуг у учреждений)
1. Реформа межбюджетных отношений Сложившаяся система МБО основа - ежегодные законы о бюджете «три» уровня БС неопределенность расходных обязательств «необеспеченные мандаты» нестабильность разделения доходов недостаточная формализация выравнивания «мягкие» бюджетные ограничения Новая система МБО (с 2006 г.) основа - законы об органах власти, БК и НК четыре уровня БС разделение расходных обязательств отмена «необеспеченных мандатов» долгосрочное закрепление доходов выравнивание по формулам «жесткие» бюджетные ограничения
2. Реформа бюджетного процесса 2.1. Организация бюджетного процесса на основе исполнения расходных обязательств 2.2. Разделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств 2.3. Среднесрочное бюджетное планирование (трехлетний бюджет) 2.4. Бюджетирование по целям и результатам
2.1. Бюджетный процесс – организация исполнения расходных обязательств «Федеральный закон о федеральном бюджете создает надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, т.е. предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов. Как таковой он не порождает и не отменяет прав и обязательств.» Постановление Конституционного суда Российской Федерации 9-П от 23 апреля 2004 года
2.1. Бюджет как форма исполнения расходных обязательств Расходные полномочия – обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) по осуществлению бюджетных расходов в сферах их ведения (компетенции) и их права по определению целей, объема и условий финансирования. Расходные Полномочия органов государственной власти / местного самоуправления Нормативное регулирование (расходное обязательство) Обеспечение финансовыми средствами (бюджетное обязательство) Осуществление расходов (денежное обязательство)
2.1. Бюджетный процесс на основе исполнения расходных обязательств Расходные полномочия Расходные обязательства БЮДЖЕТ Бюджетные ассигнования
2.2. Раздельное планирование действующих и принимаемых расходных обязательств: Действующие: социальные выплаты обслуживание долга государственные услуги и функции (содержание сети) утвержденные программы и проекты подтверждение (корректировка) ассигнований Принимаемые: новые законы (изменения) новые решения новые программы и проекты принятие планирование новых ассигнований Проект бюджета
Новый принцип бюджетного планирования Обеспечение деятельности бюджетных учреждений (оплата труда, денежное довольствие, коммунальные услуги…) Объекты непрограммной части ФАИП Долгосрочные целевые программы Реестр расходных обязательств Возможности для принятия новых обязательств Ресурсы Государственная программа вооружений до 2015 г. Действующие обязательства Пенсии и пособия (публичные обязательства)
Плановый период (2 года) Плановый период (2 года) Очередной год Очередной год Плановый период (2 года) Очередной год t +1 t +2 t +3t +4 t +5 корректировка разработка 2.3. «Скользящая трехлетка»: предсказуемость гибкость резерв (5%)
, , результат 1 результат 2 результат 3 результат 1 результат 2 результат 3 Детальное планирование расходов «Идеальный» вариант – 100 % выполнение плана Модель бюджетирования, ориентированного на результат: Планирование результатов Цель – лучший результат при меньших затратах ресурсов 2.4. Переход к бюджетированию по целям и результатам Затратная модель (постатейное бюджетирование):
2.4. Основные элементы БОР - бюджетирования, ориентированного на результат Финансовые: Среднесрочное бюджетное планирование Реестр расходных обязательств (раздельное планирование действующих и принимаемых обязательств) Общеэкономические и отраслевые: Доклады о результатах и основных направлениях деятельности Бюджетные целевые программы Обоснования бюджетных ассигнований Государственные (муниципальные) задания на оказание услуг (выполнение работ)
3. Реформа бюджетной сети Ужесточение для бюджетных учреждений режима использования внебюджетных средств (доходы от платных услуг – неналоговые доходы бюджета) Создание возможностей для преобразования бюджетных учреждений в организации других организационно- правовых форм, а также для предоставления бюджетных услуг негосударственными организациями (автономные учреждения (АУ), задания на услуги, покупка услуг, концессии) Отмена субсидиарной ответственности бюджета по обязательствам учреждений (перевод в АУ) Оптимизация бюджетной сети (реструктуризация, перевод в АУ, реформа учреждений 2009 г.)
3.1. Реорганизация бюджетных учреждений Бюджетные учреждения Автономные учреждения Входят в реестр получателей бюджетных средств Смета расходов Лицевой счет и ЛБО Субсидиарная ответственность Внебюджетные средства – доходы бюджета Административный контроль затрат Не входят в реестр получателей бюджетных средств Субсидия, оплата услуг Банковский счет Отсутствие субсидиарной ответственности Внебюджетные средства – собственные доходы Общественный контроль результатов, аудит деят-сти
3.2. Реформирование системы учреждений Учреждения Государственные, муниципальные Частные («создано гражданином или юрлицом») Автономные Казенные (быв. бюджетные) Предлагается в законопроекте (2009 г.): Учреждения Государственные, муниципальные Частные («создано гражданином или юрлицом») Автономные Бюджетные С 2007 г. Бюджетные («условно- автономные»)
Уровень Элемент Макро- (реформа МБО) Мезо- (реформа бюджетного процесса) Микро- (реформа бюджетной сети) Администраторы бюджетных средств Публично- правовые образования Органы исполнительной власти Поставщики бюджетных услуг Полномочия Законы о разграничении полномочий Административная реформа и поправки в БК Новый статус бюджетных учреждений + автономные учреждения Ресурсы Бюджетный и Налоговый кодексы Трехлетний бюджет Нормативно-подушевое финансирование Стимулы Экономический рост Бюджетирование, ориентированное на результат «Деньги за потребителем» Дисциплина Внешнее управление Оценка финансового менеджмента Стандарты услуг, контракты, аудит деятельности АУ Переход от «мягких» к «жестким» бюджетным ограничениям Матрица бюджетных реформ 2000-х гг.