1 Случаи и критерии установления платы за публичные услуги
2 Роль платности государственной (муниципальной) услуги Последствия решений о статусе платности государственной (муниципальной) услуги
3 Российская практика нормативного регулирования и функционирования системы платных услуг Во всех бюджетах бюджетной системы РФ общая сумма доходов от оказания услуг крайне невелика Данная ситуация свидетельствует о следующих тенденциях: Государство не использует имеющийся у него ресурс фискального регулирования экономики При формировании доходной части бюджета не достигается оптимальный уровень собираемости большая часть доходов выводится из бюджетной системы, в том числе и нелегальными путями
4 Мировая практика нормативного регулирования вопроса платности услуг (I) США - «Циркуляр А-25» Офиса менеджмента и бюджета (Office of Management and Budget Circular No. A-25) «Плата за услуги должна как минимум покрывать издержки их предоставления» Принципы построения законодательной основы платности услуг в циркуляре А-25 - закрепление установления оплаты за государственные (муниципальные) услуги через систему внутренних документов исполнительной власти Обязанности и ответственность органов власти, предоставляющих услугу - делегирование ответственности по бюджетным решениям Отражение платежей - доходы бюджета на общем счете Казначейства
5 Финляндия - Акт о критериях установления прямой оплаты услуг, предоставляемых государственными организациями Часть 1. Общие ограничения Часть 2. Общие критерии определения платности и установления платы Часть 3. Компетенции по установлению цен Часть 4. Дополнительные постановления Великобритания - Кодекс практик Открытого Правительства Департаменты самостоятельно устанавливают схемы оплаты оказания информационных услуг Недопущение многократной продажи одной и той же информации Мировая практика нормативного регулирования вопроса платности услуг (II)
6 Рекомендации по управлению платными услугами в России Минимальное решение: Методика расчета стоимости государственных (муниципальных) услуг Оптимальный уровень: Многоэтапная система принятия решений об установлении цены государственных (муниципальных) услуг и методах расчета их стоимости: I.Правила для управления пакетом государственных (муниципальных) услуг IV. Оплата государственных (муниципальных) услуг и использование доходов от их оказания II. Общая процедура расчета себестоимости III. Система отклонений от себестоимости в размере оплаты
7 Правила для управления пакетом государственных (муниципальных) услуг Подход к формированию цен на государственные (муниципальные) услуги - подход «от общего объема»: Критерии определения платности/бесплатности услуг: типы предоставляемых услуг причины обращения и характера использования государственных (муниципальных) услуг Общий объем платы распределяется по различным услугам в соответствии с критериями, характерными для действующей экономической и социальной политики Принятие решения о плановом объеме и качестве государственных (муниципальных) услуг Рассчитывается стоимость данного планового объема государственных (муниципальных) услуг Принятие решения о соотношении способов финансирования процесса оказания государственных (муниципальных) услуг
8 Общая процедура расчета себестоимости Обеспечение максимального соответствия расчетной себестоимости реальной Типовая процедура «перерассмотрения» государственных (муниципальных) услуг: Определение совокупности элементов издержек, которые являются составными частями себестоимости услуги: прогнозный объем потребления данной услуги прогноз цен на ресурсы процедура единого расчета по услуге с четкой формализацией полномочий заинтересованных сторон расчету и включению в цену услуги подлежат только непосредственные расходы, под которыми понимаются расходы на товары, передаваемые клиенту при получении услуги в издержки могут быть включены и прямые и косвенные расходы на оказание услуги
9 Система отклонений от себестоимости в оплате Принцип «оплаты очередности» - оплата особых условий Принцип минимизации дискреционных решений о размере оплаты - сходные услуги оказываются по одинаковой цене Принцип создания рынка вокруг услуги - вынос элементов услуги на конкурентный рынок Принцип «ограничения потребления государственных (муниципальных) услуг» - блокировка различных стимулов к получению дополнительной (не необходимой) услуги Принцип «оплаты несоответствия» - подлежат оплате процессы, возникающие вследствие неготовности клиента к получению услуги в стандартном виде Исключение возможности получения прибыли государственными органами Установление определенных льгот для некоторых категорий потребителей услуг
10 Сбор платежей и использование доходов Принцип обязательного поступления платежей за оказание государственных (муниципальных) услуг напрямую в доходную часть бюджета является дестимулирующим Направленность на обеспечение максимально выгодных для клиентов форм и условий оплаты полученных государственных (муниципальных) услуг
11 Модель нормативного регулирования цен на платные услуги Порядок установления предельных цен (тарифов) на оплату государственных (муниципальных) услуг физическими или юридическими лицами - постановление руководителя субъекта Российской Федерации Ключевые термины документа: Принципы установления предельных цен (тарифов) на государственные (муниципальные) услуги : услуга, оказываемая на полностью платной основе услуга, оказываемая на частично платной основе субъект установления предельных цен на оплату услуг экономическая обоснованность недопущение включения непроизводственных потерь прозрачность расчета тарифов для исключения повторного учета затрат