Нормативно-правовое обеспечение государственного и муниципального планирования Институт экономики города 8 октября г. Хабаровск Падилья Сароса Л.Ю.
Федеральное планирование Региональное планирование Федеральное планирование Региональное планирование Муниципальное планирование Региональное планирование Муниципальное планирование «Советская» модель Федеральное планирование «Радикально- демократическая» модель Оптимальная модель Реальная российская ситуация Что вместо Госплана?
Результаты оценки систем планирования: Системы планирования в России не сформированы ни на одном из уровней государственного и муниципального управления Применяемые модели планирования не определены методологически и нормативно
Выбор модели планирования и ее внедрение (критерии для оценки): 1.НПА о порядке и методе планирования 2.Установление процедур и регламентов взаимодействия 3.Определение инструментов планирования и порядка их применения 4.Определение субъектов планирования и уполномоченного органа с функциями координации в процессе планирования 5.Определение документированных процедур координации социально-экономического, территориального, бюджетного планирования 6.Разработка и принятие документов планирования (концепция, стратегия, план действий, прогнозы, программы, проекты) 7.Определение механизмов мониторинга планов 8.Порядок и критерии оценки планов 9.Порядок и критерии изменения планов в процессе реализации 10.Порядок информационного сопровождения планов 11.Методическое сопровождение
Результаты оценки нормативно-правовой базы РФ: Не содержит прямого требования о применении в качестве государственного метода «стратегического планирования», но ряд нормативно-правовых актов указывают на осуществление государственного планирования на основе целеполагания и программно- целевого метода планирования
Выявленные плюсы федеральной системы планирования: 1.Законодательно установлен порядок прогнозирования и формирования программ социально-экономического развития 2.Определен порядок применения В Ц П и А И П 3.Принимаются ежегодные планы действий Правительства по реализации стратегических приоритетов 4.Определен порядок осуществления бюджетных инвестиций 5.Определен уполномоченный орган в лице Минэкономразвития РФ 6.Приняты документы планирования (Концепция 2020, целевые программы, А И П) 7.Определен порядок координации при формировании документов планирования (прогнозы, целевые программы)
Выявленные минусы федеральной системы планирования: 1. Нарушается функциональная взаимосвязь документов целеполагания и инструментов планирования (документы низшего уровня утверждают документы высшего – долгосрочные стратегии внутри среднесрочных программ) 2.Не определен порядок согласования стратегических целей государственных органов управления и органов МСУ 3.Расхождения положений относительно программы СЭР в БК РФ, 131-ФЗ, 184-ФЗ 4.Не установлен порядок применения ДЦП, указанный в ст.179 БК РФ 5.Не определена функциональная связь Д Ц П и федеральных целевых программ
Вывод: Необходимо совершенствование нормативно- правовой базы РФ в части определения метода планирования, установления процедур планирования: Необходимо установить: 1.Применяемый метод планирования 2.Порядок применения Д Ц П 3.Привести в соответствие положения законодательства относительно программы СЭР 4.Определить процедуры взаимодействия при составлении прогнозов 5.Определить процедуры согласования документов планирования
Результаты оценки федеральной нормативно-правовой базы относительно применения стратегического метода планирования: Не определено требование по установлению ОГВ субъектов РФ и органами МСУ порядка осуществления планирования Не установлен регламент взаимодействия в процессе планирования Не определен порядок согласования документов стратегического планирования
Что необходимо сделать: 1. Установить требование об установлении порядка планирования 2.Регламентировать взаимодействие в процессе планирования 3.Разработать и рекомендовать применение Методики создания систем планирования 4.Реализовать комплекс мер по повышению достоверности и доступности статистической информации
Результаты оценки систем планирования субъектов РФ: Нормативно-правовая база отличается разнообразием подходов к определению элементов планирования НПБ – неполная и в ряде случаев противоречивая
Результаты оценки муниципальных систем планирования: Нормативно-правовая база неполная, требуется комплектование необходимыми документами и процедурами
Что необходимо сделать: 1. Установить порядок планирования 2.Определить процедуры планирования 3.Установить регламент взаимодействия в процессе планирования 4.Установить порядок согласования документов планирования (социально-экономического, территориального, бюджетного) 5.Определить порядок формирования прогнозов 6.Определить порядок применения программ 7.Определить порядок мониторинга и оценки планов 8. Разработать и принять документы планирования
(495) г.Москва, Тверская ул., 20/1 Институт экономики города: