О СНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ
П ЛАН 1. Символьные и строковые величины. Операции над символьными и строковыми величинами. 2. Символьный тип данных. 3. Процедуры и функции обработки символьных переменных. 4. Строковый тип данных. 5. Процедуры и функции обработки строковых переменных.
С ТРОКОВЫЕ ВЕЛИЧИНЫ. Строка (строковый тип данных) – это последовательность символов кодовой таблицы ПК. Количество символов в строке (длина строки) может лежать в диапазоне от 0 до 255. Для определения данных строкового типа используется идентификатор string, за которым следует значение максимальной длины строки данного типа (заключается в квадратные скобки).
П РИМЕР Пример. Из данной символьной строки выбрать все цифры и сформировать другую строку из этих цифр, сохранив их последовательность. Program Stroki; Var S1, S2:string; Begin Write(Введите строку); Readln(S1); S2:= ; For i:=1 to length(S1) do If (S1[i]>=0) and (S1[i]
С ИМВОЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ. Литерный (символьный) тип char определяется множеством значений кодовой таблицы ПК. Каждому символу задается целое число от 0 до 255. В программе значения переменных и констант типа char должны быть заключены в апострофы.
П РИМЕР program p2; var word; w1, w2, w3: string; begin word:= картографирование; w1:=copy (word, 6,4); writeln (w1); w2:=copy (word, 2,3); writeln (w2); w3:=copy (word, 11, 3); writeln (w3); end.
О ПЕРАЦИИ НАД СИМВОЛЬНЫМИ И СТРОКОВЫМИ ВЕЛИЧИНАМИ. Теперь рассмотрим еще несколько действий над строками: оператор DELETE(S,I,C) из строковой переменной S удаляет C символов, начиная с I- того; оператор INSERT(SN,S,I) вставляет подстроку SN в строковую переменную S перед символом с номером I; функция COPY(S,I,C) возвращает подстроку строки S из C символов, начиная с символа с номером I; функция Pos(SN,S) возвращает номер символа, с которого в строке S начинается подстрока SN (позицию первого вхождения подстроки в строку). Если такой подстроки нет, то возвращается ноль.
С ИМВОЛЬНЫЙ ТИП ДАННЫХ Описание: идентификатор Char; Диапазон значений: значением переменной этого типа может быть любой символ - это буквы, цифры, знаки препинания и специальные символы. Каждому символу алфавита соответствует индивидуальный числовой код от 0 до 255.Примечание. Наиболее распространённой международной согласованной системой кодирования всех символов является система ASCII. Символы с кодами от 0 до 127 представляют так называемую основную таблицу кодов ASCII. Эта часть идентична на всех IBM- совместимых компьютерах. Коды с символами от 128 до 255 представляют национальную часть.Так как символы языка упорядочены, то к символьным данным применимы операции сравнения. Операция сравнения осуществляется следующим образом: из двух символов меньше тот, который встречается в таблице ASCII раньше.Обычно значения для переменных типа Char задаются в апострофах: ch:='*'; a:='3'; letter:='G'.Кроме того, имеется возможность задавать значения указанием непосредственного числового значения ASCII-кода: kd:= #65 {символ 'A'}; s:= #10 {клавиша }.Первые 32 символа ASCII являются управляющими. Для большинства из них не существует соответствующей клавиши. Для того, чтобы включить в последовательность символов такие символы, введено понятие управляющего символа, для которого предусмотрена запись: ^. Например, ^[ - соответствует клавише ; ^G - для звукового сигнала.Так как символьный тип является порядковым типом данных, то для него справедливо все, что было сказано о порядковых типах.
С ТРОКОВЫЙ ТИП Строковый тип данных, значениями которого является произвольная последовательность символов алфавита. Каждая переменная такого типа может быть представлена фиксированным количеством байтов или иметь произвольную длину.
П РИМЕР var word, word1: string; begin word1:=компьютеризация; writeln (word); delete (word,1,7); writeln (word); delete (word,3,2); writeln (word); word1:=Г; insert (word1, word, 1); writeln (word); word1:=не; insert (word1, word, 3); writeln (word); end. компьютеризация еризация ерация герация генерация
П РИМЕР
С ПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ