Около 30 % отчисленных из школы за академическую неуспеваемость составляют одарённые дети (Гильбух Ю.3., 1991). Около 30% отчисленных из средних школ за неспособность к обучению, неуспеваемость и даже глупость составляют одарённые и сверходарённые дети (Матюшкин А.М., Сиск Д.А., 1988). В школах Великобритании при идентификации одарённых детей особое внимание уделяют неуспевающим школьникам и школьникам с проблемами в поведении, так как в этой группе детей процент одарённых оказывается наиболее высоким (Сергеева Н.И., 1990). Обратите внимание!
Проектировочный семинар «Одаренные дети, выявить и поддержать» МОУ – гимназия 1 г. Петровска-Забайкальского педагог-психолог Черепанова Ю.А.
Задание 1 1. _______________ - анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности. а) одаренность;одаренность б) задатки;задатки в) способности;способности г) талант.талант
2. _________ - индивидуальные свойства личности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. а) одаренность; б) задатки; в) способности; г) талант.одаренностьзадаткиспособноститалант
3. _______________________ - сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода. а) одаренность; б) задатки; в) способности; г) талант.одаренностьзадаткиспособноститалант
4. _______________________ - развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. а) одаренность; б) задатки; в) способности; г) талант.одаренностьзадаткиспособноститалант
ЗАДАТКИ - анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности. Задатки или врожденная склонность к чему-либо носят общий характер, то есть на их основе нельзя предсказать, какие именно способности могут сформироваться. СПОСОБНОСТИ - индивидуальные свойства личности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. ТАЛАНТ - сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода. ОДАРЕННОСТЬ - развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Обратите внимание! Одаренность - потенциальный талант, а талант – реализованная одаренность.
Модель одаренности Дж. Рензулли
Одаренность – лишь потенциал? 1.феномен «вундеркинда» или «маска» одаренности; 2.исчезновение признаков одаренности под воздействием внешних факторов; 3.неравномерность психического развития; 4.дети, определяющиеся как «великолепная норма». Обратите внимание! Вместо понятия «одаренные дети» следует использовать понятие «дети с признаками одаренности».
Личностные качества одаренного ребенка развито обостренное чувство справедливости; не умеет общаться, конфликтный; хорошо сформировано чувство юмора; выбивающийся из общего темпа; имеет развитую систему личных ценностей; не всегда подчиняется большинству или официальному руководству; упорен в достижении результата; выскакивает на уроке с нелепыми замечаниями; имеет место наличие преувеличенных страхов; занятый своими делами (индивидуалист); во всем стремится к совершенству (перфекционизм); испытывает неприязнь к школе; обладает широтой восприятия; неровно успевающий; обладает отличной памятью в сочетании с ранним речевым развитием; иногда тугодум, не может понять очевидного; странный в поведении, непонятный; способен воспринимать смысловые неясности; отличается продолжительным периодом концентрации внимания; обладает слабой координацией и владением руками; наблюдается несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием; имеет низкую продолжительность сна; трудности в отношениях со сверстниками; повышенная потребность во внимании взрослых; повышенная увлеченность заданиями в сочетании с отсутствием опыта; погружение в философские проблемы; высмеивание окружающих, привычка перебивать собеседника; эгоцентризм, неспособность принять чужую точку зрения.
Принципы обучения одаренных детей Принцип индивидуализации и дифференциации обучения Принцип развивающего и воспитывающего обучения Принцип учёта возрастных особенностей
Стратегии обучения одаренных детей Ускорение обученияУглубление обученияОбогащение обученияПроблематизация обучения
Основные формы работы по обучению одаренных детей индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения; активные формы обучения; дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам (факультативы, элективные курсы, курсы по выбору); участие в школьных, городских, краевых, дистанционных олимпиадах; проектная деятельность обучающихся; научно-исследовательская деятельность обучающихся; посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий; конкурсы, интеллектуальные игры, викторины, предметные недели; создание детских портфолио.
Алгоритм составления программы сопровождения одаренных учащихся 1.Анализ потенциальных возможностей коллектива. 2.Создание банка данных одаренных учащихся. 3.Определение форм и содержания взаимодействия с родителями одаренных детей. 4.Работа над мотивацией достижений учащихся. 5.Определение стратегий и форм работы педагогов с одаренными детьми.
«Немногие умы гибнут от износа, большей частью они ржавеют от неупотребления». К. Боуви