Научно-методическое сопровождение введения ФГОС начального общего образования в образовательных учреждениях Забайкальского края Л.К. Портнова, проректор по учебной работе ЗабКИПКРО, к.пс.н.
Главная задача системы дополнительного профессионального образования – формирование у работников образования идеологии ФГОС нового поколения
Методология сопровождения ФГОС нового поколения системы общего образования обеспечить сопровождени е внедрения, апробации ФГОС общего образования на принципах системн ости, комплексн ости и разви тия
Нормативно-правовое обеспечение деятельности по введению ФГОС НОО ЗабКИПКРО – региональный ресурсный центр по введению ФГОС НОО (Приказ МО ЗК от 07 апреля 2010 года 314); План мероприятий ЗабКИПКРО по внедрению и апробации ФГОС НОО (утвержден на Ученом Совете от 14 апреля 2009 года); Создан научно-методический совет по реализации НОИ «Наша новая школа» (Приказ ЗабКИПКРО от 10 февраля 2010 года 32)
Учителей начальной школы подготовить к : Восприятию новизны ФГОС; Овладению методом деятельностной педагогики; Овладению методическим алгоритмом ФГОС. Директоров и заместителей директора общеобразовательных школ подготовить к : Усвоению новых требований ФГОС к структуре образовательных программ, условиям их реализации и результатам их освоения. Руководителей и специалистов муниципальных органов управления образованием подготовить к: Созданию условий для внедрения ФГОС; Управлению процессом их внедрения на муниципальном уровне, включая создание систем контроля качества реализации ФГОС.
Для того, чтобы осуществить обучение специалистов всех уровней потребуется подготовить: Преподавательские кадры ИПК для проведения курсов повышения квалификации; Методистов муниципальных служб, муниципальных координаторов, тьюторов, экспертов для осуществления методической поддержки процесса повышения квалификации и проведения экспертизы ООП; Кадры инновационных, стажерских площадок, на которых будет происходить распространение опыта школ-лидеров по внедрению, апробации ФГОС.
Этапы научно-методического сопровождения ФГОС НОО в Забайкальском крае 2007г. - участие в социологических опросах, анкетировании, форумах и др. 2008г. – обсуждение макетов стандартов и внесение предложений, проведение методической работы с профессорско-преподавательским составом и методистами института, разработка лекционно-практического материала по проблематике ФГОС, использование активных, деятельностных форм повышения квалификации.
Этапы научно-методического сопровождения ФГОС НОО в Забайкальском крае, 2009 год 1 сентября 2009 года – 75 ОУ Повышение квалификации профессорско- преподавательского состава и методистов института; Реализация научно-образовательного проекта по апробации и введению ФГОС начального общего образования; Сотрудничество факультета дошкольного и начального общего образования со структурами института.
Этапы научно-методического сопровождения ФГОС НОО в Забайкальском крае, 2010 год 1 сентября 2010 года – 130 ОУ ЗабКИПКРО - региональный ресурсный центр по введению и апробации ФГОС второго поколения. Повышение квалификации профессорско- преподавательского состава и методистов института: Организация и участие в семинарах ИПОП «Эврика» (3); Дистанционное обучение и разработка авторских дистанционных модулей и курсов; Организация и участие в веб-семинарах, веб- конференци ях с издательствами ; ОЭР по теме «Проектирование и реализация системы управления качеством образования в муниципальных системах образования »;
Повышение квалификации руководящих и педагогических работников системы образования Реализация мероприятий по проекту по апробации и введению ФГОС начального общего образования; Курсы длительного повышения квалификации (на выезде) педагогов, что составляет 56% от общего количества; СОМ для руководителей ОУ (2009 год – 225, 2010 год – 563); Проектный семинар для муниципальных координаторов и школьных команд по проектированию ООП НОО (март 2010); Методический семинар для методистов муниципальных служб по проблемам введения и апробации ФГОС НОО (апрель 2010); Зональные проектировочные семинары.
Опосредованные результаты научно- методического сопровождения ФГОС Приказы МОУО по назначению муниципального координатора ФГОС НОО, тьютора, экспертов ООП НОО, списка стажировочных площадок; План апробации ФГОС НОО и дорожная карта с уточнением мероприятий; План подготовки перехода к внедрению ФГОС на основной и старшей ступени школьного образования (акцент – сетевой график повышение квалификации педагогов- предметников и учителей начальной школы); План мероприятий по реализации НОИ ННШ.
Опосредованные результаты научно- методического сопровождения ФГОС разработана и утверждена ООП ОУ ; приведена нормативная база образовательного учреждения в соответствие с требованиями ФГОС ; приведены в соответствие с требованиями ФГОС НОО и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения; определен список учебников и учебных пособий ; разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения ; определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся ; разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС; осуществляется повышение квалификации всех учителей начальных классов по сетевому графику ; обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации ООП НОО в соответствии с возможностями и с требованиями ФГОС.
Дальнейшая реализация проекта внедрения и апробации ФГОС НОО Научно-практическая конференция «Введение ФГОС: опыт, проблемы, перспективы» (2012г.); Организация сетевого взаимодействия по реализации ФГОС НОО; Построение региональной системы аттестации педагогических и управленческих кадров по итогам ПП и ПК в вопросах введения ФГОС. Выявление, обобщение и распространение лучшего педагогического опыта по реализации ФГОС; Мониторинг достижения планируемых результатов освоения ООП НОО выпускниками начальной школы; Мониторинг деятельности пилотных площадок.