ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ построения общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО) Профессор Долматов Александр Васильевич
Цели и задачи Построение общероссийской системы оценки качества образования в России будет способствовать достижению следующих целей: повышению уровня информированности потребителей образовательных услуг для принятия жизненно важных решений (по продолжению образования или трудоустройству); обеспечению единого образовательного пространства; принятию обоснованных управленческих решений по повышению качества образования. обеспечению объективности и справедливости при приеме в образовательные учреждения. Основные задачи, которые должны выполняться общероссийской системой оценки качества образования: формирование системы измерителей для различных пользователей, позволяющей эффективно достичь основных целей системы качества образования; оценка уровня образовательных достижений обучающихся образовательных учреждений для их итоговой аттестации и отбора для поступления на следующую ступень обучения; оценка качества образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования (федеральных и международных).
При построении общероссийской системы оценки качества образования необходимо использовать и развивать уже существующие механизмы и процедуры: 1) аттестационные и диагностические обследования образовательных учреждений и обучающихся; 2) международные мониторинговые исследования (PISA, TIMSS); 3) технологии и информационно-технологическое обеспечение единого государственного экзамена; 4) методический опыт разработки контрольных измерительных (оценочных) материалов; 5) федеральная, региональные и вузовские системы мониторинга качества образования.
Принципы построения ОСОКО 1) ориентация на требования внешних пользователей; 2) учет потребностей системы образования; 3) минимизация системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления системой образования; 4) инструментальность и технологичность используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); 5) оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности); 6) иерархичность системы показателей; 7) сопоставимость системы показателей с международными аналогами; 8) соблюдение морально-этических норм в отборе показателей.
Основные направления работ по построению ОСОКО: 1) мониторинг качества образования на основе государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов; 2) мониторинг качества образования на основе государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х классов; 3) мониторинг качества образования на основе результатов государственной аттестации образовательных учреждений; 4) создание «белой книги образования» (анализ состояния дел в сфере качества образования в субъектах РФ и определение оптимального пути развития российского образования с учетом региональных особенностей и мирового опыта); 5) ОСОКО в НПО; 6) ОСОКО в СПО; 7) ОСОКО в ВПО; 8) региональные модели ОСОКО; 9) модели информационных баз для обеспечения ОСОКО.