МОУ «Средняя общеобразовательная школа 14 с углублённым изучением отдельных предметов» Ученица 9 «А» класса Сергиенко Кристина
Дать общее представление о теме одиночества в творчестве М.Ю. Лермонтова Дать общее представление о теме одиночества в творчестве М.Ю. Лермонтова Показать предпосылки продолжения данной темы в литературе ХХ века Показать предпосылки продолжения данной темы в литературе ХХ века Показать похожие элементы темы в повести А.И.Куприна «Поединок»
Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить. Делить веселье - все готовы: Никто не хочет грусть делить. Одинок я нет отрады; Стены голые кругом; Тускло светит луч лампады Умирающим огнем... Страшны отсутствие желаний и бессмысленность прошлого
В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом... Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чем? Гармония не даёт успокоения и не приносит счастья, и в этом заключается «надломленность» на уровне «прекрасное не прекрасно»
Вместо человеческих лиц – маски Вместо чувств – интриги и сплетни Прошлое «размыто» настоящим Будущее предсказуемо "Я опущусь на дно морское, Я полечу за облака, Я дам тебе всё-всё земное, Люби меня!« «Демон»
Бессмысленность желаний сводит на нет любое стремление – это признак неправильного устройства мира Гордое утверждение личности, противопоставленной отрицательному миропорядку, звучит в словах Демона: «Я царь познанья и свободы». Именно это выражает отношение к действительности, которое поэт определяет выразительным двустишием: И всё, что пред собой он видел Он презирал иль ненавидел.
Можно ли противопоставить себя Обществу? Прав ли человек, отвергая то, что ему кажется пустым? Имеет ли право человек быть не таким как все? Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ. Как надо жить?
Жизнь, описанная в дневнике,- дань уважения прошлому, которого нет? Какое одиночество страшнее? Уединённость Изоляция Куприн «Поединок», Лермонтов «Герой нашего времени»
В ХХ веке общество изменилось: Скука светского общества превратилась в цинизм от безысходности Благородство высшего света превратилось в пьяную хандру Одиночество стало шагом к смерти
РомашовПечорин Характер развивается последовательно в ходе сюжета Характер развивается в эпизодах с нарушенной хронологией Одинок в кругу сослуживцевОдинок среди людей Вызывает жалостьПохож на Демона Человек мягкий, нерешительныйСильная личность Не может найти свою жизньУстал от жизни Одиночество и его признаки изменились: Неприятие мира в 19 веке переросло в Неприятие мира в 19 веке переросло в потерю видения мира в веке ХХ потерю видения мира в веке ХХ То, что в образе Печорина, Демона было То, что в образе Печорина, Демона было ярко и печально, превратилось в вызывающее ярко и печально, превратилось в вызывающее сострадание сострадание
ПечоринРомашов Дуэль – это ещё один элемент, составляющий структуру общества Дуэль – это протест против пошлости и бессмысленности жизни Безысходность Нарушение человеческих законовЗаконы уже нарушены Одиночество души, несущее страдание окружающим Одиночество души, стремившейся к чистому и светлому
ЛермонтовКупринОдиночество Показал одиночество яркого человека в тусклом обществе Продолжил тему, но человек к ХХ веку «выгорел», а общество стало ещё более невзрачным Стало критичным Тема одиночества связана с ощущением мира, которого нет, пронизана гармонией с природой Мир природы, окружающий героя торжественен и гармоничен Серая и неуютная природа, наполненная грязью и дождём Мир изменяется в худшую сторону, проверяя человека на прочность
Автор работы: ученица 9 «А» класса МОУ «СОШ 14» Сергиенко Кристина Руководитель работы: учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 14» Палагин Д.Ю. Ссылки на использованные ресурсы: Книга для ученика и учителя М. Лермонтов Москва АСТ Олимп 1996