1 Круглый стол: «Ответственное поведение институционального инвестора». ИНВЕСТИРОВАНИЕ ПЕНСИОННЫХ СРЕДСТВ (Как это виделось в Инспекции НПФ) 24 сентября 2009 года г. Москва О.М. Колобаев – вице- президент НАПФ
2 Без формирования надежной системы размещения пенсионных резервов развитие и устойчивое функционирование пенсионных фондов немыслимо. Принятые изменения в структуре инвестиционного портфеля пенсионных резервов и пенсионных накоплений дают такую свободу для формирования инвестиционного портфеля, при которой настоятельной необходимостью является выработка процедур и правил, обеспечивающих формирование портфеля фонда в интересах участников и вкладчиков. Важным направлением дальнейшего совершенствования инвестирования пенсионных накоплений и размещения пенсионных резервов является переход от количественных методов регулирования состава и структуры инвестиционного портфеля негосударственных пенсионных фондов к регулированию по принципу «разумного инвестора», который позволяет институциональным инвесторам более адекватно реагировать на рыночные вызовы, сохраняя при этом прозрачность и надежность инвестиций. Основные принципы такой организации инвестирования пенсионных накоплений в значительной степени учитывались при организации размещения пенсионных резервов в период деятельности Инспекции негосударственных пенсионных фондов. Вступление
3 Уровни регулирования размещения пенсионных резервов Уровень регулированияРешаемые задачи Законодательный (Федеральный закон О негосударственных пенсионных фондах) Правительство Российской Федерации (Правила размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением) принципы размещения, направления и порядок размещения, запрещенные объекты инвестирования и запрещенные операции, требования п плану размещения пенсионных резервов порядок контроля за размещением пенсионных резервов; Уполномоченный федеральный орган (Инспекция НПФ) (Требования к составу и структуре пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов) состав и структура пенсионных резервов, в том числе ограничения на доли размещения в активы по различным направлениям инвестирования ограничения на отдельные виды вложений, структура размещения по видам доходности и степени риска.
4 инвестиционная стратегия конкретного фонда, увязанная по срокам размещения со структурой принятых фондом обязательств. Негосударственный пенсионный фонд (План размещения пенсионных резервов) Уровни регулирования размещения пенсионных резервов -2 Уровень регулированияРешаемые задачи
5 1. Перечень инструментов для самостоятельного размещения: федеральные ценные бумаги, государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, муниципальные ценные бумаги, банковские вклады (депозиты) недвижимое имущество. 2. Направления размещения пенсионных резервов, обязательные условия при инвестировании, например, в ценные бумаги, не имеющие признаваемых котировок, допускается размещать не более 20 процентов всех пенсионных резервов фонда. 3. Направления, в которые размещение пенсионных резервов запрещено вследствие повышенного риска их утраты: казначейские обязательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, производные ценные бумаги, при заключении фьючерсных и форвардных сделок. ценные бумаги, выпущенные управляющей компанией и ее аффилированными лицами; депозитарием, актуарием и аудитором, обслуживающими фонд; Правила размещения пенсионных резервов Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 1432)
6 в паи ПИФов, если управляющая компания фонда одновременно является управляющей компанией этими ПИФами, в недвижимое имущество, отчуждение которого запрещено законодательством; в уставный капитал организаций, чья организационно-правовая форма предполагает полную имущественную ответственность учредителей, путем предоставления займов (кредитов) физическим и юридическим лицам. 4. Запрещенные операции при инвестировании пенсионных резервов НПФ: использование пенсионных резервов фонда на покрытие расходов, связанных с обеспечением уставной деятельности фондов; безвозмездное отчуждение и передача имущества, в которое размещены пенсионные резервы; гарантии или поручительство исполнения обязательств третьими лицами за счет имущества, в которое размещены пенсионные резервы. использование пенсионных резервов фонда в качестве предмета залога и источника уплаты кредитору денежных сумм по обязательствам фонда, управляющей компании, депозитария и вкладчиков фонда, кроме уплаты по обязательствам, вытекающим из пенсионных договоров. Правила размещения пенсионных резервов - 2
7 5. Порядок оценки пенсионных резервов, размещенных в недвижимость, недвижимость должна быть оценена независимым оценщиком, имеющим соответствующую лицензию; оценка должна проводиться не реже одного раза в год, а также при приобретении и отчуждении имущества фондом; результаты оценки представляются в Инспекцию НПФ. 6. Порядок организации и контроля размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов. 7. Требования к Плану размещения пенсионных резервов. Правила размещения пенсионных резервов - 3
8 Структурирование размещения пенсионных резервов и соответствующие ограничения по размещению осуществлялись по трем направлениям: 1. По направлениям и объектам размещения в активы негосударственных пенсионных фондов, при этом устанавливалось: понятие объекта инвестирования; ограничения по направлениям и объектам. 2. По видам доходности вложений, в которые размещаются пенсионные резервы: вложения с установленной доходностью (вложения, доходность которых известна в момент приобретения); вложения с рыночной доходностью (вложения, доходность которых определяется конъюнктурой рынка). Были установлены ограничения на долю вложений с установленной доходностью (не менее 50 процентов стоимости пенсионных резервов). 3. По степени риска утери пенсионных резервов. Определены виды рисков объектов размещения и установлены ограничения в зависимости от степени риска объектов размещения. Требования к составу и структуре пенсионных резервов Устанавливались приказами Инспекции НПФ
9 Устанавливались следующие разделение по видам рисков: безрисковые объекты (риск потери не выше 10%); объекты минимального риска (риск потери от 10 до 25%); объекты повышенного риска (риск потери от 25 до 50%); рискованные объекты (риск потери свыше 50%) недопустимые объекты – объекты, запрещенные Правилами размещения. Ограничения: в рискованные объекты – не более 10% стоимости размещенных пенсионных резервов; в объекты повышенного риска и рискованные объекты - не более 20% стоимости размещенных пенсионных резервов суммарно. Устанавливалось, что отнесение вложений пенсионных резервов к группам риска делается фондами самостоятельно в процессе оценки тенденций развития рынка инвестиций и указывается в Плане размещения пенсионных резервов фонда. Предполагалось, что по мере накопления необходимой информации, на основе обработки этих материалов (фактически экспертных оценок при определении рискованности вложений) будут издаваться рекомендательные списки по оценке рисков вложений. Риск утери пенсионных резервов
10 1. Особый порядок размещения - возможность изменения установленных Требованиями соотношений и пропорций при соблюдении положений, установленных утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами размещения пенсионных резервов. Условием применения особого порядка инвестирования является соблюдение принципов надежности, сохранности, ликвидности, доходности и диверсификации, предварительное согласование с Инспекцией НПФ. Процедура введения особого порядка была определена (приказ Инспекции от 14 февраля 2000 года 15 «Об утверждении порядка согласования с Инспекцией особого порядка инвестирования») 2. Специальные нормативы для фондов, имеющих малый размер пенсионных резервов: если стоимость пенсионных резервов не превышает 5 млн. рублей, не накладываются процентные ограничения на размещение в федеральные государственные ценные бумаги и в депозиты банков, соответствующих установленным требованиям. Особые случаи размещения
11 1. План размещения пенсионных резервов фонда определял размещение пенсионных резервов конкретного НПФ (фактически – инвестиционная декларация фонда) 2. Необходимость разработки Плана служила механизмом осознанного принятия решений при определении инвестиционной стратегии фонда. 3. Была установлена процедура принятия Плана: план размещения пенсионных резервов ежегодно утверждался Советом фонда; план представлялся в Инспекцию НПФ, что повышало уровень контроля за инвестиционной деятельностью фондов. имелась возможность оперативного реагирования со стороны фондов на изменение условий рынка путем внесения изменений в План в соответствии с утвержденной процедурой. 4. Структура Плана была установлена Правилами размещения пенсионных резервов фонда и включала: оценку общих тенденций на рынке объектов размещения пенсионных резервов и рисков, связанных с размещением в эти объекты, увязка сроков размещения со структурой принятых фондом обязательств; определение максимальных и минимальных долей пенсионных резервов по направлениям размещения, определение порядка распределения полученного инвестиционного дохода в соответствии с установленными законодательством нормативами. План размещения пенсионных резервов фонда
12 Инспекция НПФ осуществляла контроль за соблюдением фондами ограничений по инвестированию пенсионных резервов, соответствием их состава и структуры, нормативам, установленным правовыми актами Правительства Российской Федерации и актами Инспекции на основе следующих источников информации: 1. Результатов ежедневного контроля со стороны специализированного депозитария (уведомлений спецдепозитария при наличии отклонений состава и структуры пенсионных резервов). 2. Отчетности фондов о структуре пенсионных резервов (приказ Инспекцией НПФ от ), в том числе: специальной квартальной и годовой отчетности, оперативной отчетности об инвестиционной деятельности фонда, как ежемесячной, так и представляемой в течение трех дней после совершения крупной операции (операции, превышающей 10% пенсионных резервов). 3. Ежегодного заключения независимого актуария о достаточности сформированных фондом пенсионных резервов для выполнения обязательств, которое являлось неотъемлемой частью годового отчета фонда. Контроль за размещением пенсионных резервов
13 Заключение 1. Основные принципы организации инвестирования пенсионных накоплений, определяемые как «принцип разумного инвестора», в значительной степени учитывались и были реализованы при организации размещения пенсионных резервов в период деятельности Инспекции негосударственных пенсионных фондов. 2. Значительная часть этих принципов была утеряна при проведении административной реформы 2004 года, в результате которой обозначился переход исключительно к количественным методам регулирования состава и структуры инвестиционного портфеля негосударственных пенсионных фондов.