1 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ. СОСТОЯНИЕ, ВЫЗОВЫ, ПУТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ 25 ноября 2008 года г. Москва К.С. Угрюмов - Президент НАПФ Общественные слушания Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по трудовым отношениям и пенсионному обеспечению
2 Основные вопросы Основные этапы развития негосударственных пенсионных фондов. Место системы негосударственного пенсионного обеспечения в пенсионной системе России, ее состояние Пути развития системы негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации
3 Основные этапы развития негосударственного пенсионного обеспечения ноябрь 1991 г. – создание Российского страхового пенсионного фонда – первого негосударственного пенсионного фонда в России. 16 сентября 1992 г. – подписан Указ Президента Российской Федерации 1077 «О негосударственных пенсионных фондах». 9 октября 1995 г. – Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Минсоцзащиты России выдала первые 10 лицензий негосударственным пенсионным фондам. 7 мая 1998 г. – подписан Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах». 10 января 2003 г. – подписан Федеральный закон 14-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», определивший порядок участия негосударственных пенсионных фондов в обязательном пенсионном страховании. 6 декабря 2007г. – подписан Федеральный закон 334-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации», установивший существенно более высокие требования к деятельности НПФ 30 апреля 2008 г. – подписан Федеральный закон 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»
4 Специализированный депозитарий Уполномоченный федеральный орган (ФСФР России) Негосударственный пенсионный фонд Вкладчики Юридические лица Физические лица Участники Управляющая компания Пенсионные взносыНегосударственная пенсия Контроль Структура системы негосударственного пенсионного обеспечения
5 Система негосударственного пенсионного обеспечения – основные элементы Вкладчики – юридические и физические лица Негосударственные пенсионные фонды Компании по управлению активами негосударственных пенсионных фондов Компании – администраторы негосударственных пенсионных фондов Специализированные депозитарии Участники ( получатели негосударственной пенсии) Негосударственные пенсионные фонды – основополагающий элемент системы негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации
6 Наличие серьезных проблем в пенсионной системе России - сегодня общепризнанный факт. Устойчивые негативные тенденции сохраняются: неуклонное снижение коэффициента замещения и отход от страховых принципов в формировании пенсионных выплат. Две основные цели развития пенсионной системы страны: -создание достойных условий жизни ныне живущих пенсионеров; -достижение в среднесрочной перспективе индивидуального коэффициента замещения на уровне не ниже 40-50%. Система дополнительного негосударственного пенсионного обеспечения должна быть неотъемлемой частью пенсионной системы страны и призвана обеспечить в среднесрочной перспективе не менее 10-15% индивидуального коэффициента замещения. Пенсионная система России нуждается в дальнейшем развитии
7 Место негосударственных пенсионных фондов в пенсионной системе России С 1 декабря 2008 года в среднем по России размер трудовой пенсии составил 4902 рублей в месяц (1,4 ПМП) К концу 2008 г. средний размер пенсии составил 25,8% от средней заработной платы по стране Дополнительная пенсия Размер пенсии зависит от накопленной суммы Финансирование трудовой пенсии осуществляется за счет единого социального налога и страховых взносов в ПФР Финансирование дополнительной пенсии осуществляется за счет пенсионных взносов работодателя и/или работника в НПФ Сфера деятельности НПФ (в том числе корпоративные пенсионные программы и личные накопления граждан) Накопительная часть трудовой пенсии Страховая часть трудовой пенсии Базовая часть трудовой пенсии
8 Пенсия в различных отраслях промышленности Средняя зарплата в отрасли Трудовая пенсия Суммарная пенсия с учетом НПО
9 Основные характеристики деятельности НПФ в Российской Федерации По состоянию на г.в Российской Федерации имеют лицензию 246 негосударственных пенсионных фондов. Реально работают (сдают отчетность в ФСФР России) 229 НПФ. Негосударственные пенсионные фонды осуществляют деятельность по ОПС в качестве страховщиков с2004 г. Общее число страховщиков - 130, реально имеют действующие договоры об ОПС – 106 По состоянию на г: собственное имущество НПФ составляет 656,0 млрд. рублей, в т.ч. пенсионные резервы 502,5 млрд. рублей; общее число участников НПФ составляет 6,77 млн. человек, что составляет около 10% от занятого в экономике населения; дополнительную негосударственную пенсию получают 1080,4 тыс. человек, или около 2,6% от числа пенсионеров; средний размер негосударственной пенсии составляет более 1275 рублей в месяц; общее число застрахованных лиц, выбравших НПФ, – 3593,0 тыс. человек; общая сумма пенсионных накоплений, перечисленных в НПФ – 43,1 млрд. руб.
10 *) *) на Динамика числа участников и величины пенсионных резервов
11 Динамика пенсионных взносов Источник: ФСФР России
12 «Диаграмма доверия» (доля взносов физических лиц в общей сумме пенсионных взносов) Источник: Расчеты по данным ФСФР России За период с 2002 по 2008 год общая сумма пенсионных взносов выросла в 4,88 раза, а сумма взносов физических лиц в 14,3 раза
13 *) *) в расчете на год Динамика числа пенсионеров НПФ и величины пенсионных выплат
14 На года поступило заявлений о выборе НПФ, что в 1,4 раза больше, чем за тот же период 2007 года Динамика числа застрахованных лиц, выбравших НПФ и сумма их пенсионных накоплений
15 Схема государственной поддержки добровольных страховых взносов граждан на НЧТП Государственное софинансирование, (сумма взноса, но не более12000 руб. в год) Перечисление софинансирования в НПФ и УК (не позднее 15 мая) Информация о потребном софинансировании (до 1 апреля след. года) Работник (застрахованное лицо) Работодатель Пенсионный фонд России Минфин России Частная управляющая компания Негосударственный пенсионный фонд Государственная управляющая компания Заявление работника об участии в ДСВ Ежемесячное перечисление взносов работника и работодателя (не менее 2000 руб. в год) в ПФР Перечисление взносов работника и работодателя на инвестирование (по итогам квартала) Информация Финансовые потоки О заявлениях и взносах О софинансировании Взносы работника Софинансирование Взносы работодателя
16 Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц определяется исходя из суммы ДСВ, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может составлять более рублей в год. Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, достигших пенсионного возраста, и не обратившихся за установлением ни одной из частей трудовой пенсии, определяется исходя из увеличенной в четыре раза суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может составлять более рублей в год. Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений (продолжение) На 24 ноября 2008 года заявления о желании перечислять добровольные взносы на накопительную часть трудовой пенсии подали чел.
17 Состояние системы негосударственного пенсионного обеспечения – основные выводы Негосударственные пенсионные фонды – основополагающий элемент системы НПО являются одним из самых динамично развивающихся финансовых институтов России Негосударственные пенсионные фонды способны стать достойным партнером для государства при решении задачи достижения в среднесрочной перспективе индивидуального коэффициента замещения, превышающего 40%
18 Пути развития системы негосударственного пенсионного обеспечения Создание экономических стимулов развития системы НПО, в первую очередь, налоговых. Повышение доверия населения к деятельности НПФ. Создание реальных механизмов защиты прав вкладчиков и участников негосударственных пенсионных фондов. Дальнейшее развитие сети негосударственных пенсионных фондов. Привлечение инвестиций в развитие инфраструктуры негосударственного пенсионного обеспечения.
19 Создание экономических стимулов развития системы НПО Создание благоприятного налогового режима, стимулирующего работодателей и застрахованных лиц к уплате взносов для формирования пенсионных накоплений, в том числе: для работодателей – исключение из налогооблагаемой базы по ЕСН взносов, вносимых работодателем в негосударственный пенсионный фонд; для работников – облегчение получения социального налогового вычета по взносам, вносимым в негосударственный пенсионный фонд; для негосударственных пенсионных фондов – отмена налога на прибыль по доходам от размещения пенсионных резервов. Обеспечение защиты пенсионных резервов и пенсионных накоплений при банкротстве банков Рациональное использование инвестиционного потенциала негосударственных пенсионных фондов.
20 Общая сумма средств, подлежащих инвестированию – 540,5 млрд. руб. в том числе: пенсионные резервы 502,5 млрд. руб. пенсионные накопления 38,0 млрд.руб. (без страховых взносов 2007 года, еще не поступивших в НПФ) Размер инвестиций в отдельные отрасли экономики: на развитие и модернизацию автодорог в 2007 году 170 млрд. руб. На развитие Федеральной сетевой компании в 2008 г. 170 млрд. руб. На развитие Росэнергоатома в 2008 г. 120 млрд. руб. На развитие Гидроэнергетической компании в 2008 г. 76 млрд. руб. Инвестиционный потенциал негосударственных пенсионных фондов
21 Структура портфеля пенсионных резервов по направлениям размещения на г. Облигации субъектов РФ и муниципальные, 3,43% Акции российских предприятий, 27,84% Федеральные ценные бумаги, 0,82% Банковские депозиты, 12,59% Облигации российских предприятий, 24,19% Паи ПИФов, 5,71% Недвижимость, 0,19% Векселя, 2,41% Ценные бумаги иностранных государств, 0,01% Другое (средства на счетах УК), 22,81% Источник: ФСФР России
22 Структура портфеля пенсионных резервов по срокам вложения Источник: ФСФР России
23 Инвестиционный потенциал накопительной пенсионной системы Средства накопительной пенсионной системы Фонд национального благосостояния Пенсионные резервы НПФ – 502,5 млрд. руб. Пенсионные накопления НПФ – 43,1 млрд. руб. Пенсионные накопления частных УК – 4,5 млрд. руб. Пенсионные накопления Государственной УК – 300 млрд. руб. 850 млрд. руб. 650 млрд. руб.
24 Необходимые условия повышение доверия населения к деятельности НПФ. 1.Повышение уровня защиты прав вкладчиков и участников НПФ путем введения различных форм страхования пенсионных накоплений: введение системы государственного страхования обязательных пенсионных накоплений граждан (в том числе и взносов, добровольно вносимых гражданами на накопительную часть трудовой пенсии) по типу государственного страхования банковских вкладов; развитие системы объединенных гарантийных фондов для накоплений граждан по добровольному негосударственному пенсионному обеспечению. 2. Решительные действия по повышению надежности фондов: строгое соблюдение установленных законодательством лицензионных требований к деятельности фондов; разработка и внедрение стандартов НАПФ, регулирующих профессиональную деятельность НПФ; практическое внедрение в НПФ внутреннего контроля, отвечающего требованиям законодательства; организация регулярной подготовки и повышения квалификации кадров НПФ. 3. Повышение финансовой грамотности населения.
25 Структура фондов по надежности (в процентах от числа фондов, прошедших рейтингование) Уровень надежности фонда, принятый агентством «Эксперт РА» как достаточный
26 Источник: Расчеты по данным ФСФР России До настоящего времени филиалы и представительства НПФ отсутствуют в 23 регионах России, хотя участники фондов проживают более чем в 80 субъектах Российской Федерации Общее число различных представительств НПФ в федеральных округах России Дальнейшее развитие сети негосударственных пенсионных фондов
27 Контакты Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов Москва, ул. Б. Пионерская, д. 13/6А, строение 1 Тел