1 национальная ассоциация нгосударственных пенсионных фондов ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА 25 июня 2009 года г. Москва К.С. Угрюмов – президент НАПФ Конференция «Актуальные проблемы развития пенсионной системы России»
2 национальная ассоциация нгосударственных пенсионных фондов Целевые ориентиры нынешнего этапа пенсионной реформы Предоставление, начиная с 2010 года, всем пенсионерам уровня пенсионного обеспечения (с учетом мер социальной поддержки) не ниже величины прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания; Доведение не позднее 2020 года среднего размера трудовой пенсии по старости граждан, подпадающих под правила «дореформенной» и «новой» пенсионной системы, до уровня, обеспечивающего основные потребности пенсионера (так называемого воспроизводственного минимального бюджета пенсионера - 2,5 прожиточного минимума пенсионера); Создание для застрахованных лиц, полностью подпадающих под действие «новой» пенсионной системы, необходимых условий для получения (при наличии установленного страхового стажа) трудовой пенсии по старости на уровне 40 процентов заработка, на который начислялись страховые взносы
3 национальная ассоциация нгосударственных пенсионных фондов Место НПФ в новой пенсионной системе России Базовая составляющая страховой части трудовой пенсии не зависит от суммы средств, учтенных на ИЛС, начиная с 2015 г. зависит от страхового стажа Страховая часть трудовой пенсии зависит от суммы средств, учтенных на ИЛС Распределительная часть Накопительная часть трудовой пенсии Добровольные накопления по ДСВ Негосударственное пенсионное обеспечение: корпоративные пенсионные программы; личные накопления граждан. Сфера деятельности НПФ Накопительная часть зависит от суммы средств, учтенных на ИЛС Пенсия по обязательному пенсионному страхованию Дополнительная пенсия
4 национальная ассоциация нгосударственных пенсионных фондов Потребность в негосударственном пенсионном обеспечении Достойный размер пенсии (Кзам. = 67%) Пенсия (тыс. руб.) Зарплата (тыс. руб.) Пенсия по негосударственному пенсионному обеспечению Пенсия по ОПС Коэффициент замещения по ОПС при различных заработных платах Зарплата (руб.) Кзам (%) ,6% % % ,5% ,6% ,0%
5 национальная ассоциация нгосударственных пенсионных фондов Целевые ориентиры НПО в новой пенсионной системе Обеспечение устойчивости системы негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования в том числе и в кризисные годы. Достижение для большинства работающих величины дополнительной пенсии, эквивалентной 15% коэффициента замещения. Решение совместно с негосударственной пенсией задачи замещения не менее 40% той части заработка, которая превышает предельный уровень отчислений на обязательное пенсионное страхование В странах ОЭСР за счет негосударственного сектора финансируется от 30 до 60% коэффициента замещения. По данным доклада ОЭСР за 2007 год.
6 национальная ассоциация нгосударственных пенсионных фондов Комплексность решения задач - развитие негосударственного пенсионного обеспечения должно осуществляться во их взаимосвязи с государственной политикой развития пенсионной системы; Концентрация на приоритетах –первоочередное решение задач на наиболее приоритетных направлениях; Своевременное реагирование на тенденции социально-экономического развития государства на средне- и долгосрочную перспективу; Учет региональных особенностей и дифференцированный подход к разработке и реализации региональных программ негосударственного пенсионного обеспечения; Тесное взаимодействие рыночных институтов, участвующих в организации негосударственного пенсионного обеспечения, органов государственной власти и институтов гражданского общества; Координация действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях Принципы развития негосударственного пенсионного обеспечения
7 национальная ассоциация нгосударственных пенсионных фондов Меры по дальнейшему развитию НПО Внедрение мер стимулирования работников и их работодателей к участию в формировании негосударственных пенсий, предусматривающих, в том числе: благоприятный налоговый режим, стимулирующий работодателей, работников и самозанятое население к уплате взносов на формирование пенсионных сбережений; рациональное использование инвестиционного потенциала негосударственных пенсионных фондов. Совершенствование накопительного компонента обязательного пенсионного страхования. Повышение доверия населения к деятельности НПФ. Усиление требований к надежности и устойчивости субъектов негосударственного пенсионного обеспечения. Развитие инфраструктуры негосударственного пенсионного обеспечения. Повышение уровня государственного регулирования деятельности НПФ.
8 национальная ассоциация нгосударственных пенсионных фондов Первоочередные антикризисные меры Обеспечение единого подхода к инвестированию пенсионных активов независимо от их происхождения. Дальнейшее совершенствование регулирования процесса размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений, переход от количественных методов регулирования состава и структуры инвестиционного портфеля негосударственных пенсионных фондов к принципу «ответственного поведения». Законодательное урегулирование правил перечисления страховых взносов на формирование накопительной части трудовой пенсии из Пенсионного фонда России в негосударственные пенсионные фонды. Внесение изменений в законодательство о банкротстве кредитных организаций положений, определяющих, что наряду с банковскими вкладами физических лиц требования и по средствам пенсионных сбережений граждан удовлетворяются при банкротстве кредитных учреждений в первую очередь. Разработка методики оценки пенсионных активов НПФ, учитывающей сроки исполнения обязательств фонда и адекватно реагирующей на наличие кризисных явлений на фондовом рынке.
9 национальная ассоциация нгосударственных пенсионных фондов Контакты Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов Москва, ул. Б. Пионерская, д. 13/6А строение 1 Тел