Инвестиционные инструменты на рынке акций электроэнергетики после ликвидации РАО Сапожников Василий – Старший аналитик
нижний колонтитул2 Акции РАО ЕЭС – как набор активов и рисков Риски, свойственные акциям РАО ЕЭС: 1.Корпоративные риски до сих пор остаются основными 2.Специфические риски ДЗО: Риски тарифного регулирования: реформирования, регулирования Риски корпоративного управления: ЕИО, наличие стратег. акционера, непрофильные активы Климатические риски и др.
нижний колонтитул3 Акции РАО ЕЭС – в погоне за базовым активом Совокупный рост акций ДЗО, приходящихся на РАО ЕЭС за период с сентября 2006 по сентябрь 2007 составил 80%, рост акций РАО ЕЭС – 65%. Дисконт, отражающий риски реформирования РАО ЕЭС, вырос за указанный период на 8,3%.
нижний колонтитул4 Классификация инструментов по итогам реорганизации РАО ЕЭС 1. Отраслевые «Монстры»: ФСК ЕЭС, ГидроОГК с капитализацией 42 и 29 млн.$. ФСК ЕЭС – федеральная монополия и получатель нераспределенных активов РАО ЕЭС. Компания, способная привлекать одни из самых дешевых ресурсов в России. В 2011 году компания может перейти на тарифное регулирование, основанное на возврате на вложенный капитал, снизив тем самым риски тарифного регулирования. ГидроОГК – федеральная монополия в производстве гидроэлектроэнергии. Основной риск компании – тарифное регулирование. Вероятно, в течении определенного времени государство будет сдерживать рост ее тарифов. Однако, учитывая амбициозные инвестиционные планы компании, можно предположить, что такой период не затянется.
нижний колонтитул5 Классификация инструментов по итогам реорганизации РАО ЕЭС 2. Частные компании конкурентного сектора: ОГК и ТГК с капитализацией 33 и 34 млрд.$ ОГК – производители единственного товара – электроэнергии. Деятельность компании в сравнении с ТГК менее подвержена сезонным рискам. Основное преимущество компаний – относительно низкие риски тарифного регулирования рынка электроэнергии. ТГК – производители двух основных товаров – тепла и электроэнергии. Основной риск компаний – функционирование рынка теплоэнергии в системе «Затраты плюс». В настоящий момент компании сектора оценены в 500$ за КВт установленной мощности, в то время как КВт установленной мощности ОГК оценен в 514. Фактически рынок предполагает, что теплогенерирующий бизнес генерирует отрицательные денежные потоки, что не совсем верно: совокупный EBITDA всех ОГК по итогам 2 кв.2007 г. составил 834 млн.$, в то время как для всех ТГК – млн.$.
нижний колонтитул6 Классификация инструментов по итогам реорганизации РАО ЕЭС 3. Компании переходного типа: МРСК Холдинг, РАО Энергетические системы Востока. Основной риск компаний – корпоративный. В случае реформирования компаний по типу РАО ЕЭС государство потеряет контроль над ними. А значит реформирование будет откладываться до определения позиции в отношении приватизации компаний. В течении этого времени акции компаний будут торговаться с дисконтом к базовому активу. В акциях МРСК основной инвестиционной идеей остается тарифное регулирование на основе возврата на вложенный капитал. 4. «Темные лошадки»: Центрэнергохолдинг, Сибэнергохолдинг, Интергенерация. Оценка бумаг компаний будут заложницей мажоритарных акционеров (Газоэнергетическая компания, ГМК Норильский Никель, MADAKE ENTERPRISES). В случае реструктуризации акционеры получат базовый актив, однако мажоритарные акционеры не заинтересованы в этом. Исключением может стать Интергенерация, мажоритарный акционер которой Норникель заинтересован в создании крупной частной энергетической компании.
нижний колонтитул7 Ключевой вопрос ликвидности акций ДЗО РАО ЕЭС – «ЗА» или «Против»
нижний колонтитул8 Основа выбора – экономическая целесообразность Причина диспропорций, образовавшихся в вариантах «За» и «Против», по нашему мнению, лежит в плоскости поведения базовых активов РАО ЕЭС. А точнее в соотношении цен на акции ОГК и ТГК с одной стороны и акции ФСК ЕЭС и ГидроОГК – с другой.
нижний колонтитул9 Основа выбора – экономическая целесообразность В то время как стоимость акций ТГК с момента проведения оценки снизилась, стоимость акций ГидроОГК возросла, при сохранении уровней акциями ОГК и ФСК ЕЭС. При кажущейся выгоде миноритарных акционеров возрастает риск голосования Государства по варианту «Против».
нижний колонтитул10 Распределение ликвидности акций РАО ЕЭС по акциям ДЗО после ликвидации В следствии выделения из РАО ЕЭС Холдингов ОГК-5 и ТГК-5 среднесуточный оборот по акциям компаний вырос на 0,43% от распределенных миноритарным акционерам акций для ОГК-5 и на 0,87% для ТГК-5. Исходя из этого мы оценили в какой степени может вырасти ликвидность выделяемых компаний. Не смотря на то, что в целом ликвидность по сектору должна сократиться, мы полагаем, что за счет миноритариев ДЗО по ряду компаний (ФСК ЕЭС, ГидроОГК) она будет более чем приемлемой
нижний колонтитул11 Выводы Уход с рынка акций РАО ЕЭС, обладающих огромным набором рисков, спровоцирует переток ликвидности в акции дочерних и зависимых компаний. Каждая из этих компаний уникальна и обладает рядом специфических свойств, определяющих инвестиционные идеи. Если раньше инвестор, инвестируя в акции РАО ЕЭС, мог получить пусть и не совершенный но все-таки готовый портфель бумаг, то теперь ему придется формировать его в соответствии с собственной склонностью к риску. Представленный спектр бумаг и ожидаемая ликвидность по секторам позволит делать это без значительных издержек. Мы со свей стороны рекомендуем инвесторам склонным к риску уделить в ближайшее время внимание акциям ТГК и МРСК. А консервативным – акциям ОГК, ФСК ЕЭС и ГидроОГК.
нижний колонтитул12 КОНЕЦ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!