О проекте концепции развития системы дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Петрова Оксана Ивановна начальник отдела подготовки кадров и работы с резервом Управления по вопросам кадровой политики Депполитики Югры
Цель Создание условий для повышения профессионального уровня и развития профессиональных компетенций гражданских служащих, способствующие наиболее эффективному и качественному исполнению ими должностных обязанностей.
Задачи 1.Повышение качества управления в системе дополнительного профессионального образования гражданских служащих автономного округа с учетом социально-экономической специфики развития автономного округа. 2.Создание условий, способствующих повышению эффективности дополнительного профессионального образования на основе обеспечения соответствия его структуры и объемов реальным потребностям государственных органов, сокращения разрыва между имеющимися у гражданского служащего компетенциями и компетенциями, которые необходимы ему для выполнения задач в рамках замещаемой должности. 3.Разработка, внедрение и совершенствование эффективных механизмов, обеспечивающих поддержку управления системой дополнительного профессионального образования и единой информационной и организационно-методической среды.
Принципы 1.Системный подход, основанный на соответствии целей и содержания обучения его формам, методам, средствам обучения и ориентированный на повышение эффективности и качества профессиональной деятельности гражданских служащих. 2.Компетентностный подход, построенный на усилении практической направленности обучения, необходимых компетенциях, которыми должен обладать гражданский служащий, при котором его итогом рассматривается не количество усвоенной информации, а способность ориентироваться в различных проблемных ситуациях и эффективно их решать. 3.Опережающее обучение, представляющее собой динамичный, активный процесс, оперативно реагирующий на изменения в профессиональной среде, позволяющий формировать знания и навыки гражданских служащих, опережающие текущие потребности государственных органов. 4.Обучение в действии, проявляющееся во взаимодействии содержания и процесса передачи знаний, формировании необходимых навыков, разработки механизмов разрешения конкретных проблем, возникающих в деятельности государственных органов и направленных на развитие у гражданского служащего предрасположенности к получению знаний и их приращению, формированию инновационного мышления, ориентированного на управление по целям и результатам.
Принципы 5.Приоритетность самостоятельного обучения, обеспечивающего возможность ознакомления с учебным материалом, запоминание терминов, понятий, классификаций, осмысление процессов и технологий их выполнения. 6.Использование имеющегося положительного жизненного опыта (социального, профессионального), практических знаний, умений, навыков обучающегося в качестве базы обучения и источника формализации новых знаний. 7.Корректировка устаревшего опыта и личностных установок, препятствующих освоению новых знаний и противоречащих требованиям времени, целям государственного управления. 8.Индивидуальный подход к обучению на основе личностных потребностей, с учетом социально-психологических характеристик личности и тех ограничений, которые налагаются профессиональной деятельностью, наличием свободного времени и финансовых ресурсов. 9.Рефлективность, подразумевающая сознательное отношение обучающегося к обучению, что, в свою очередь, является главной частью самомотивации обучающегося. 10.Востребованность результатов обучения (приобретенных знаний, умений, навыков) в практической деятельностью гражданских служащих.
Основные направления развития системы дополнительного профессионального образования гражданских служащих 1.Совершенствование системы планирования дополнительного профессионального образования гражданских служащих посредством прогнозирования потребности в обучении с учетом программ государственных органов по профессиональному развитию, позволяющих системно решать задачи обучения и карьерного роста гражданских служащих. 2.Приведение нормативно-правовых актов автономного округа в соответствие со сложившимися общественными отношениями, организационно-экономическими условиями. 3.Внедрение в систему дополнительного профессионального образования новых механизмов, обеспечивающих эффективное использование имеющихся ресурсов и повышение качества дополнительного профессионального образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения. 4.Создание механизма оценки эффективности затрат, связанных с обучением гражданских служащих. 5.Формирование новых требований к инновационным программам и учебно-методическим комплексам дополнительного профессионального образования, ориентированным на результат. Задача 1. Повышение качества управления в системе дополнительного профессионального образования гражданских служащих автономного округа с учетом социально-экономической специфики развития автономного округа
Основные направления развития системы дополнительного профессионального образования гражданских служащих 6.Совершенствование критериев отбора участников торгов на оказание образовательных услуг для гражданских служащих, в части оценки качества и гарантий оказываемых услуг. 7.Мониторинг качества оказываемых образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию гражданских служащих на соответствие установленным действующим законодательством образовательным стандартам и требованиям. 8.Проведение коллегиальных обсуждений наиболее важных вопросов дополнительного профессионального образования гражданских служащих с привлечением представителей образовательных организаций и общественности. 9.Повышение роли кадровых служб в системе дополнительного профессионального образования за счет усиления координационно- методической помощи со стороны уполномоченного органа. 10.Повышение квалификации руководителей и специалистов кадровых служб государственных органов по вопросам дополнительного профессионального образования гражданских служащих. Задача 1. Повышение качества управления в системе дополнительного профессионального образования гражданских служащих автономного округа с учетом социально-экономической специфики развития автономного округа
Основные направления развития системы дополнительного профессионального образования гражданских служащих 11.Усиление контроля со стороны уполномоченного органа за соблюдением государственными органами установленного порядка и сроков направления гражданских служащих на профессиональную переподготовку и повышение квалификации. 12.Оценка эффективности обучения, предполагающая выявление у гражданских служащих, прошедших обучение, потребностей в дальнейшем развитии компетенций. 13.Создание механизма соединения знаний с условиями их реализации в управлении на основе разработки перечня специальных компетенций, которыми должны обладать гражданские служащие. 14.Корректировка должностных регламентов гражданских служащих, включение в них четких профессиональных компетенций и внедрение их в деятельность каждого гражданского служащего. Задача 1. Повышение качества управления в системе дополнительного профессионального образования гражданских служащих автономного округа с учетом социально-экономической специфики развития автономного округа
Основные направления развития системы дополнительного профессионального образования гражданских служащих 1.Внедрение обучения гражданских служащих, построенного на основе компетентностного подхода и модульного построения образовательных программ. 2.Обеспечение возможности индивидуального и опережающего подхода к обучению на основе использования тех образовательных программ, которые соответствуют индивидуальным планам профессионального развития гражданских служащих. 3.Разработка, адаптация и внедрение в процесс обучения инновационных образовательных программ и технологий, в том числе информационных, обеспечивающих высокий уровень вовлеченности обучаемых в процесс обучения и возможность использования их опыта. 4.Оценка уровня квалификации гражданских служащих, определение уровня развития у гражданских служащих знаний, навыков и умений на соответствие разработанным моделям компетенций. Задача 2. Создание условий, способствующих повышению эффективности дополнительного профессионального образования на основе обеспечения соответствия его структуры и объемов реальным потребностям государственных органов, сокращения разрыва между имеющимися у гражданского служащего компетенциями и компетенциями, которые необходимы ему для выполнения задач в рамках замещаемой должности
Основные направления развития системы дополнительного профессионального образования гражданских служащих 5.Проведение подготовительной работы среди государственных органов, обеспечивающих внедрение новых подходов к обучению гражданских служащих, исключающих сопротивление вводимым изменениям. 6.Выработка рекомендаций и предложений по созданию системы мотивации гражданских служащих к обучению и внедрение их в практику деятельности государственных органов. 7.Принятие мер по стимулированию руководителей государственных органов и повышению ответственности кадровых служб в вопросах управления профессиональным развитием гражданских служащих и планирования их карьерного роста в соответствии с меняющимися целями и задачами государственного управления. 8.Повышение качества учебно-методического обеспечения дополнительного профессионального образования. Задача 2. Создание условий, способствующих повышению эффективности дополнительного профессионального образования на основе обеспечения соответствия его структуры и объемов реальным потребностям государственных органов, сокращения разрыва между имеющимися у гражданского служащего компетенциями и компетенциями, которые необходимы ему для выполнения задач в рамках замещаемой должности
Основные направления развития системы дополнительного профессионального образования гражданских служащих 1.Проведение мониторинга количественных и качественных характеристик кадрового потенциала гражданской службы, имеющих ключевое значение для инновационного развития экономики автономного округа. 2.Проведение мониторинга влияния дополнительного профессионального образования гражданских служащих на уровень их профессионального развития, результаты их деятельности и профессиональное продвижение. 3.Развитие межрегионального сотрудничества в области дополнительного профессионального образования гражданских служащих. 4.Анализ, обобщение и распространение передового опыта в сфере дополнительного профессионального образования гражданских служащих. Задача 3. Разработка, внедрение и совершенствование эффективных механизмов, обеспечивающих поддержку управления системой дополнительного профессионального образования и единой информационной и организационно- методической среды
Основные направления развития системы дополнительного профессионального образования гражданских служащих 5.Создание условий для использования в образовательном процессе мультимедийных комплексов и программных продуктов, созданных на основе передовых достижений в области образования, привлечение к этой работе заинтересованных органов, научных, иных учреждений и организаций, специализирующихся в этой области. 6.Внедрение в практику работы гражданских служащих электронных программ и информационно-аналитических систем, позволяющих проводить оценку знаний и навыков гражданских служащих непосредственно на его служебном месте. 7.Повышение роли Регионального института управления в сфере образовательного консалтинга в вопросах исследования процессов и тенденций развития системы дополнительного профессионального образования гражданских служащих, проведения регионального и локального маркетинга рынка профессиональной переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих, анализа проблем этого рынка и изучения конъюнктуры на нем. 8.Расширение практики публикаций в сети Интернет на сайтах государственных органов исчерпывающей информации по вопросам дополнительного профессионального образования гражданских служащих. Задача 3. Разработка, внедрение и совершенствование эффективных механизмов, обеспечивающих поддержку управления системой дополнительного профессионального образования и единой информационной и организационно- методической среды
Ожидаемые результаты реализации концепции и оценка их эффективности Создание условий для развития профессионализма гражданских служащих с возможностью осуществления объективной оценки результативности деятельности гражданских служащих, прошедших обучение. Получение гражданским служащим знаний, формирование управленческого мышления, навыков и мастерства, востребованных занимаемой им должностью, которые позволили бы обеспечить осуществление нужных изменений в государственных органах в целях повышения эффективности их деятельности.
Депполитики Югры Совершенствование системы формирования, размещения и исполнения госзаказа Совершенствование системы планирования ДПО Совершенствование критериев отбора участников торгов и оценка их эффективности Разработка критериев эффективности затрат на обучение, анализ и оценка затрат по итогам обучения Контроль вопросов организации ДПО Коллегиальное рассмотрение вопросов ДПО Проведение совещаний и семинаров для кадровых службами Региональный институт управления Подготовка предложений по внедрению в систему ДПО новых механизмов и технологий обучения Формирование требований к инновационным программам и учебно-методическим комплексам ДПО, ориентированным на результат Мониторинг качества оказываемых образовательных услуг на соответствие действующим стандартам и требованиям Государственные органы Югры Разработка перечня специальных компетенций, которыми должны обладать гражданские служащие Совершенствование должностных регламентов гражданских служащих, включение в них специальных компетенций и внедрение их в деятельность каждого гражданского служащего Перечень мероприятий в рамках реализации задачи 1
Перечень совместных мероприятий Депполитики Югры и государственных органов Югры в рамках реализации задачи 1 1. Мониторинг и анализ выполнения органами государственной власти автономного округа программ профессионального развития гражданских служащих автономного округа 2. Подготовка предложений по перечню приоритетных направлений и образовательных программ дополнительного профессионального образования гражданских служащих автономного округа
Депполитики Югры Включение в ТЗ требований к развитию и оценке специальных компетенций, модульному построению программ Проведение семинара-совещания с руководителями госорганов, кадровыми службами по вопросам внедрения новых подходов к обучению служащих Подготовка рекомендаций и предложений по созданию системы мотивации служащих к обучению и внедрение их в практику деятельности госорганов Подготовка рекомендаций и предложений по стимулирования руководителей госорганов в вопросах профессионального развития служащих, планирования их должностного роста Включение в ТЗ требований к учебно-методическому обеспечению ДПО и гарантиям его качества Региональный институт управления Мониторинг и анализ использования учебно- методического обеспечения дополнительного профессионального образования на курсах повышения квалификации гражданских служащих, организуемых в г.Ханты-Мансийске Государственные органы Югры (совместно с Депполитики Югры) Мониторинг сайтов российских образовательных организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы, обеспечивающие возможность индивидуального и опережающего подхода к обучению гражданских служащих в соответствии с их индивидуальными планами профессионального развития Мониторинг результатов аттестации гражданских служащих в части принятия решений о прохождении ими дополнительного профессионального образования Перечень мероприятий в рамках реализации задачи 2
Депполитики Югры Включение в ТЗ требований к развитию и оценке специальных компетенций, модульному построению программ Проведение семинара-совещания с руководителями госорганов, кадровыми службами по вопросам внедрения новых подходов к обучению служащих Подготовка рекомендаций и предложений по созданию системы мотивации служащих к обучению и внедрение их в практику деятельности госорганов Подготовка рекомендаций и предложений по стимулирования руководителей госорганов в вопросах профессионального развития служащих, планирования их должностного роста Включение в ТЗ требований к учебно-методическому обеспечению ДПО и гарантиям его качества Региональный институт управления Анализ, обобщение и распространение передового опыта в сфере дополнительного профессионального образования гражданских служащих Организация межрегионального сотрудничества и взаимодействия в этой области Анализ рынка образовательных услуг дополнительного профессионального образования гражданских служащих, проблем и конъюнктуры на нем Государственные органы Югры (совместно с Депполитики Югры) Мониторинг количественных и качественных характеристик кадрового потенциала гражданской службы, имеющих ключевое значение для инновационного развития экономики автономного округа Мониторинг влияния дополнительного профессионального образования гражданских служащих на уровень их профессионального развития, результаты их деятельности и профессиональное продвижение Размещение в сети Интернет, в том числе на сайтах государственных органов исчерпывающей информации по вопросам дополнительного профессионального образования гражданских служащих Перечень мероприятий в рамках реализации задачи 3
Перечень совместных мероприятий Депполитики Югры, Регионального института управления и государственных органов Югры в рамках реализации задачи 3 1. Внедрение в практику работы гражданских служащих электронного ресурса и информационно- аналитической системы, позволяющих проводить оценку знаний и навыков гражданских служащих непосредственно на его служебном месте