Анна Ярославовна Поздеева, педагог-психолог ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 17 «Белочка»
Знание основных возрастных особенностей детей 6-7 лет позволит не только трезво оценить уровень готовности ребенка к школьному обучению, но и соотнести его реальные умения с его потенциальными возможностями. Каковы же они – наши первоклассники? Вот некоторые умения и особенности развития детей 6-7 летнего возраста.
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Увеличивается устойчивость внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Внимание мальчиков менее устойчиво. Увеличивается объём памяти, что позволяет им без специальной цели запоминать достаточно большой объём информации. Девочек отличает больший объём и устойчивость памяти. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой - более логичным и последовательным. Продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах предметов и явлений.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Дети правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Увеличивается словарный запас. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. Появляется речь-рассуждение. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится как средством общения. Ребёнок формируется как будущий самостоятельный читатель. В возрасте 6-7 лет он воспринимает книгу в качестве основного источника получения информации. К концу дошкольного детства ребёнок накапливает достаточный читательский опыт. Тяга к книге - важнейший итог развития дошкольника-читателя. Место и значение книги в жизни - главный показатель общекультурного состояния и роста ребёнка 7 лет.
МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ И ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Дошкольники понимают художественный образ, представленный в произведении, поясняют использование средств выразительности, проявляют интерес к посещению театров. В изобразительной деятельности дети могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла. В лепке дети могут создавать изображения с натуры и по представлению, также передавая характерные особенности знакомых предметов и используя разные способы лепки. В аппликации дошкольники осваивают приёмы вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги, сложенной пополам, гармошкой. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала.
МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА: интерес к новым видам деятельности; интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них; проявляют познавательные интересы; устанавливают и сохраняют положительные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
ВНИМАНИЕ – ЭТО ВАЖНО! К концу дошкольного детства у ребенка появляется осознанная самостоятельность: от культуры самообслуживания до умения самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки.