Адаптация детей дошкольного возраста к условиям детского сада. Подготовила: педагог-психолог МБДОУ 17 «Белочка» Поздеева Анна Ярославовна
Что такое адаптация? Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям, который происходит на разных уровнях – физиологическом, социальном и психологическом.
Адаптация как процесс с позиции ребёнка. Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Фазы адаптационного процесса: острая фаза подострая фаза фаза компенсации
Степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода
Проявления «адаптационного синдрома» Ребенок сильно и продолжительно плачет Нарушается аппетит, сон (дети могут потерять в весе) Наблюдается регресс функций (теряются ранее приобретенные функции) Проявляются психосоматические признаки (повышение температуры, артериального давления, боли в животе, расстройство стула, рвота, тремор рук)
Проявления «адаптационного синдрома» Появляются страхи, замкнутость, неуверенность или агрессия Ребенок постоянно спрашивает «Где мама?», жмется к взрослому или наоборот не подпускает его к себе Родители отмечают, что ребенок вздрагивает во сне, гоняется за матерью, не отпускает ее от себя Изменяется активность ребенка Возрастает число психосоматических заболеваний
Причины тяжёлой адаптации к условиям ДОУ Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада Наличие у ребёнка своеобразных привычек Неумение занять себя игрушкой Несформированность элементарных культурно- гигиенических навыков Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми Неготовность самих родителей к разлуке с ребёнком
Модель организации адаптационного периода детей в МБДОУ 17 «Белочка» Использование игрушек- забав, игрушек сюрпризов Использование баюкалок при укладывании спать Учёт домашних привычек Игры ребёнка рядом со сверстниками Гибкий режим Учёт и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребёнка Приучение к объединению в игре с другим ребёнком Игры с воспитателем Индивидуальный подход к ребёнку Побуждение ребёнка к общению со сверстниками Организация адаптационного периода Ситуации, общение Элементы театрализованной деятельности Использование фольклора Игры-занятия, игры- упражнения, игры- инсценировки Элементы здоровьесберегающих технологий Контроль за физическим состоянием ребёнка Уголок «Здравствуйте, я пришёл» Уголок «Маша-растеряша» Создание предметно- развивающей среды Уголок «Позвони маме»Уголок «Моя семья» фотоальбомы Создание условий для общения с игрушками
Предметно-развивающая среда в группе как значимый фактор благоприятной адаптации Дидактический стол Элементы некоторых видов театров, одежда для инсценировок Зона двигательной активности Центр детской книги Предметно- развивающая среда Центр изобразительной деятельности Игровые двигательные модули Уголок ряженья Музыкальный уголок Игровая «жилая комната» Центр развивающих игр
Ребенок ему ничего не должен. Это взрослый обязан помочь ребенку стать более самостоятельным и ответственным. В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно попытаться понять цели, которые ребенок преследует теми или иными действиями. Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если намерения педагога положительны. Запретов и требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке воспитанников. Тихий, застенчивый ребенок нуждается в профессиональной помощи воспитателя так же, как и отъявленный драчун. Общаясь с ребенком, взрослый должен помнить:
Конфликтность Необщительность родителей Неуверенность и нерешительность родителей Дефекты воспитания Пожилые родители Особенности родителей, препятствующие адаптации ребенка к детскому саду
……Твердо убежден, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте- умение проникнуть в духовный мир ребенка. Сухомлинский В.А.