Модель аттестации преподавателей в медицинском вузе Васильева Е.Ю.
Основное понятие 1. [лат. attestatio - свидетельство] - определение квалификации (КВАЛИФИКАЦИЯ); должностная характеристика работника; отзыв о качествах, достоинствах; оценка чьих-л. знаний, способностей, достижений, успехов в работе, учебе, проведенная официальными должностными лицами. (Источник: "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006) 2. (от лат. attestatio свидетельство) педагогов, комплексная оценка уровня квалификации, пед. профессионализма и продуктивности деятельности работников гос., муниципальных образоват. учреждений. (Источник: «Педагогический словарь») Аттестация
Какова цель аттестации? подтверждение соответствия работников занимаемым ими должностям на основе объективной и всесторонней оценки их профессиональной деятельности. Чему призвана способствовать аттестация? рациональному использованию образовательного и творческого потенциала работников, повышению их профессионального уровня, оптимизации подготовки, подбора и расстановки кадров.
аттестации проводились до середины 70-х годов XX в. сер. 70-х XX в. – 2009г. - аттестации «забыты» вузами, избрание по конкурсу - единственная процедура, подтверждающая соответствие должности, избран - значит, соответствует. Предистория вопроса
Почему вновь возвращение к забытому «инструменту повышения качества образовательных услуг»? Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении положения о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников» (август 2009 г.) -Внутренние нормативные акты университета (приняты решением Ученого совета СГМУ ): Положение о порядке проведения аттестации сотрудников, занимающих должности научно-педагогических работников в СГМУ; Квалификационные требования к должностям профессорско-преподавательского состава.
Как проводить аттестацию? Или двух этапах Аттестации Первый этап аттестации Определение: квалификации, деловых и личностных качеств работника, результатов его профессиональной деятельности.
-Уровень квалификации определяется по наличию учёной степени, звания, профильного базового образования и т.д. -Проводится оценка результатов профессиональной деятельности по формальным критериям. В качестве критериев используются квалификационные требования к должности. - Оценка деловых и личностных качеств - как определение профессионально значимых качеств и компетенций для преподавателя. Содержание первого этапа: три оценочные процедуры
Кто и как проводит оценку? Объективную и всестороннюю оценку проводят структурные подразделения (институты, кафедры). Они могут выбрать свои методы оценки и определить, как осуществлять саму процедуру оценивания (изучение портфолио, анкетные опросы, в том числе и студентов).
Отдел кадров Кафедра педагогики и психологии Отдел качества Методический кабинет Кто обеспечивает методическую поддержку процедуры оценки?
Какой итог или продукт после первого этапа аттестации? Подготовленное представление на преподавателя. Рекомендации: о зачислении преподавателя в кадровый резерв, об определении в наставники, о повышении компетентности.
В чем суть второго этапа аттестации? Второй этап аттестации - установление соответствия (несоответствия) работника занимаемой должности. В СГМУ 342 штатных преподавателей, но в этом году аттестуются не все. Кто именно? - приказ ректора. Как определяется список? Аттестацию в этом году проходят только те преподаватели, которые прошли конкурсный отбор два года назад. В университете созданы три аттестационные комиссии под руководством проректоров.
Как часто проводится аттестация? Аттестация проводится раз в пять лет. Аттестация может проводиться и в период срочного договора (даже если он заключён на два-три года). Определены категории, которые не подлежат аттестации.
Какова процедура аттестации? Рассылка уведомлений с назначением времени собеседования и рассмотрения документов на аттестационной комиссии. Важно! Аттестация это в том числе и обсуждение перспектив, а не «повестка в суд».
Алгоритм проведения второго этапа подготовка структурным подразделением Представления, знакомство аттестуемого с Представлением под роспись (согласен/не согласен) выдача уведомления: «Вам назначена встреча- собеседование…» непосредственный руководитель (зав. кафедрой) представляет перед членами комиссии своего подчинённого. Аттестуемый может согласиться или не согласиться с ним, добавить, уточнить, пояснить что-то. члены комиссии задают вопросы, происходит разговор о том, как преподаватель видит себя в будущем на кафедре, в институте, университете.
высококвалифицированные специалисты из числа ППС руководители подразделений СГМУ представители отдела кадров профсоюзной организации Кто входит в состав аттестационной комиссии?
Какой результат аттестации? «соответствует особо высоким требованиям к должности» Соответствует занимаемой должности Не соответствует занимаемой должности Устанавливается соответствие (несоответствие) работника занимаемой должности. Положением Минобрнауки предусмотрено два уровня оценки два уровня, установленные в СГМУ «соответствует занимаемой должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии и повторной аттестации»
Кто принимает управленческое решение по результатам аттестации? Руководитель организации принимает решение. Сама комиссия не может повысить или понизить в должности. В течение трёх дней после заседания комиссии преподаватель должен быть ознакомлен с аттестационным листом и, если он не согласен с результатами, то вправе обратиться в суд в соответствии с законодательством РФ.
Какие мероприятия предусмотрены по итогам аттестации? Какие «дивиденды» от процедуры могут получить преподаватели? Мероприятия: по поощрению сотрудников, по повышению в должности, по зачислению в кадровый резерв, в наставники, по повышению квалификации. понижение в должности, Увольнение.
Нужна апробация Повторное обсуждение документов Изменения и дополнения неизбежны Возможны ли изменения в процедуре аттестации?