© Чернов Г.В., 2006 Доклад подготовил студент 2-го курса магистратуры ф-та МЭО МГИМО (У) Чернов Г.В. Москва, 4 апреля 2006 года Институциональные основы межфирменной кооперации Выводы для российских менеджеров и предпринимателей
© Чернов Г.В., 2006 Зачем российским бизнесменам- практикам нео-институциональная теория фирмы? Факт: Глобализация + НТП = Ни одна фирма не выживет без стратегического взаимодействия с другими фирмами Проблема: Многие российские бизнесмены привыкли полагаться лишь на свои силы, не любят (не умеют) сотрудничать Факт: Нео-институциональная теория фирмы может пролить свет на природу фирмы и суть кооперации Вывод: Понимание сути нео-институциональной теории фирмы – дополнительное конкурентное преимущество
© Чернов Г.В., 2006 Почему возникает фирма? Фирма - механизм осуществления инноваций и минимизации издержек, связанных с заключением и исполнением сделок (трансакционных издержек).
© Чернов Г.В., 2006 Как развивается успешная фирма? Факт: Чтобы выжить в условиях конкуренции ферме надо действовать максимально эффективно на любом звене ее цепочки добавленной стоимости Цепочка добавленной стоимости – объединение процессов, связанных с добычей ресурсов, производством и сбытом Факт: Это никогда ни одной фирме не удавалось Вывод: Надо сконцентрироваться на тех видах деятельности, где данная фирма эффективнее других фирм т.е. найти компетенции фирмы
© Чернов Г.В., 2006 Свойства компетенций фирмы 1. Компетентность относительна 2. Компетентность приводит к росту специфичности ресурсов (вплоть до интерспецифичности) Важно помнить: Специфичность ведет к возникновению ренты у владельцев фактора производства (+проблемы отлынивания и вымогательства) Руководство и / или владельцы отбирают ключевые компетенции Ключевые компетенции – те компетенции которые в наибольшей степени способствуют достижению фирмой поставленных целей
© Чернов Г.В., 2006 Институциональный механизм успешного сотрудничества Фирма концентрируется на своих ключевых компетенциях и вступает в контрактные отношения с другими фирмами Это единственный путь достижения максимальной эффективности отдельно взятой фирмой в современных условиях – эта же стратегия верна и для более крупных экономических систем
© Чернов Г.В., 2006 Выводы для российских предпринимателей 1. Необходимо найти свои ключевые компетенции 2. Недопустимо нарушать контракты с партнерами 3. Участие в кооперации – стратегия успешных и мудрых
© Чернов Г.В., 2006 Спасибо за внимание! Вопросы?