- Это система мер, направленных на усиление единства национальных экономик государств-членов ЕС и обеспечение в дальнейшем их гармоничного развития, а также сглаживание различий между регионами и ликвидация отсталости наименее благополучных из них. РИМСКИЙ ДОГОВОР (1957 год), Преамбула: государства- члены должны стремиться объединить национальные хозяйства и обеспечить их гармоничное развитие при сокращении разрыва между отдельными территориями.
Этапы развития региональной политики создание в рамках Еврокомиссии Гендирекции по региональной политике; активизация Европейского социального фонда (FSE); создание Европейского Фонда регионального развития переходный этап - создание Средиземноморских интегрированных программ (PIM), целью которых было оказание содействия вступлению Испании и Португалии в ЕЭС. Их целью было объединение различных Фондов в единую программу помощи конкретным регионам сроком на несколько лет гг. и гг. - финансирование региональных программ было увеличено в 2 раза. Общая сумма финансовых средств достигла в 1999 году 32,7 млрд. экю
1973 год доклад Томпсона 1973 год доклад Томпсона представлены результаты сравнительного анализа развития 9 регионов стран Сообщества; представлены результаты сравнительного анализа развития 9 регионов стран Сообщества; исследованы природа и структура региональных проблем. исследованы природа и структура региональных проблем. => определены два типа регионов, которым нужна региональная финансовая поддержка
1 тип регионов ИСПЫТЫВАЮЩИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И РАСПОЛОЖЕННЫЕ В ОСНОВНОМ НА ПЕРИФЕРИИ СООБЩЕСТВА. ОНИ ОТЛИЧАЮТСЯ: ИСПЫТЫВАЮЩИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И РАСПОЛОЖЕННЫЕ В ОСНОВНОМ НА ПЕРИФЕРИИ СООБЩЕСТВА. ОНИ ОТЛИЧАЮТСЯ: СЕРЬЕЗНОЙ СТРУКТУРНОЙ БЕЗРАБОТИЦЕЙ; СЕРЬЕЗНОЙ СТРУКТУРНОЙ БЕЗРАБОТИЦЕЙ; НИЗКИМ УРОВНЕМ ДОХОДА НА Д/Н; НИЗКИМ УРОВНЕМ ДОХОДА НА Д/Н; ВЫСОКОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ ОТ ЗАНЯТОСТИ В С/Х СЕКТОРЕ. ВЫСОКОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ ОТ ЗАНЯТОСТИ В С/Х СЕКТОРЕ.
2 тип регионов ИСПЫТЫВАЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ. ИСПЫТЫВАЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ. ОНИ ОТЛИЧАЮТСЯ: ВЫСОКОЙ СТЕПЕНЬЮ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЗАНЯТОСТИ В ТРАДИЦИОННЫХ, ОТСТАЛЫХ ОТРАСЛЯХ ПРОМЫШЛЕННОСТИ; ВЫСОКОЙ СТЕПЕНЬЮ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЗАНЯТОСТИ В ТРАДИЦИОННЫХ, ОТСТАЛЫХ ОТРАСЛЯХ ПРОМЫШЛЕННОСТИ; ДОЛГОСРОЧНОЙ БЕЗРАБОТИЦЕЙ; ДОЛГОСРОЧНОЙ БЕЗРАБОТИЦЕЙ; НИЗКИМИ ДОХОДАМИ НА Д/Н НИЗКИМИ ДОХОДАМИ НА Д/Н
Региональные направления Направление 1. регионы, отстающие в развитии: ВВП на душу населения менее 75% от среднестатистического по ЕС Направление 1. регионы, отстающие в развитии: ВВП на душу населения менее 75% от среднестатистического по ЕС Направление 2. регионы, где уровень безработицы выше среднестатистического по ЕС и структурный спад в промышленных отраслях. Направление 2. регионы, где уровень безработицы выше среднестатистического по ЕС и структурный спад в промышленных отраслях. Направление 5b. уязвимые с/х районы. Направление 5b. уязвимые с/х районы. Направление 6. малонаселенные районы: плотность населения менее 8 человек на 1 кв.км. Направление 6. малонаселенные районы: плотность населения менее 8 человек на 1 кв.км.
Направления, имеющие общегосударственное значение: Направление 3. борьба с хронической безработицей, решение проблемы занятости молодежи, забота о лицах, которые могут потерять работу. Направление 3. борьба с хронической безработицей, решение проблемы занятости молодежи, забота о лицах, которые могут потерять работу. Направление 4. адаптация работников в связи с изменениями в структуре промышленности. Направление 4. адаптация работников в связи с изменениями в структуре промышленности. Направление 5. адаптация с/х и рыболовства к реформе единой с/х политики ЕС. Направление 5. адаптация с/х и рыболовства к реформе единой с/х политики ЕС.
Принципы реализации направлений: взаимодополняемость взаимодополняемость партнерство партнерство планируемость планируемость слежение за ходом реализации программ слежение за ходом реализации программ регулярная оценка эффективности реализации программ регулярная оценка эффективности реализации программ контроль за использованием средств контроль за использованием средств
Структурные фонды ЕС: Европейский фонд регионального развития (Le Fonds Europeen de Developpement regional – FEDER): инвестиции в промышленный сектор, развитие инфраструктуры, повышение конкурентоспособности предприятий. Европейский фонд регионального развития (Le Fonds Europeen de Developpement regional – FEDER): инвестиции в промышленный сектор, развитие инфраструктуры, повышение конкурентоспособности предприятий. Европейский соц. фонд (Le Fonds Social Europeen, FSE):профессиональная подготовка, помощь в найме рабочей силы. Европейский соц. фонд (Le Fonds Social Europeen, FSE):профессиональная подготовка, помощь в найме рабочей силы. Европейский фонд ориентации и с/х гарантий, секция ориентации (Le Fonds Europeen dorientation et de garantie agricole, section orientation – FEOGA): адаптация с/х структур; развитие сельской местности Европейский фонд ориентации и с/х гарантий, секция ориентации (Le Fonds Europeen dorientation et de garantie agricole, section orientation – FEOGA): адаптация с/х структур; развитие сельской местности Фин. инструмент ориентации рыболовства (LInstrument Financier dOrientation de la Peche – IFOR): сбалансированная эксплуатация ресурсов. Фин. инструмент ориентации рыболовства (LInstrument Financier dOrientation de la Peche – IFOR): сбалансированная эксплуатация ресурсов.
Создан в 1993 году имеет страновую, а не региональную направленность создавался для помощи государства, где ВВП на душу населения не более 90% от среднего по ЕС в 2001 году Сообщество приступило к реализации программы усиления экономического и социального сплочения на год. В рамках Фонда сплочения израсходовано млн. евро: Испания – 57% Греция – 22% Португалия – 17% Ирландия – 4%
Реформы региональной политики 1979 г.: из ЕФРР были выделены специальные неквотовые средства на специфические программы Сообщества: 1. долгосрочные программы; 2. помощь не только в виде физических инвестиций; 3. помощь мелким и средним предприятиям. периодический отчет по социальному и экономическому развитию регионов Европы; согласование региональных политик отдельных государств г.: решение все возрастающих проблем, связанных с реконструкцией промышленности; замена квот индикативными показателями помощи; дополнительные отчисления на национальные программы, превышающие 20% г.: Реформа Структурных фондов: ориентация на программный подход; концентрация и направление средств на реализацию программы развития в наиболее нуждающиеся районы партнерство властей на всех уровнях Дальнейшее развитие реформы в 1993 и 1999 гг.
Принципы современной региональной политики (после реформы Делора) КОНЦЕНТРАЦИЯ РЕСУРСОВ СТРУКТУРНОГО ФОНДА НА НАИМЕНЕЕ РАЗВИТЫХ ТЕРРИТОРИЯХ ЕС ПРИ СТРОГОМ НАДНАЦИОНАЛЬНОМ КОНТРОЛЕ (80% ЗАТРАТ ЕФРР); ТЕСНОЕ ПАРТНЕРСТВО МЕЖДУ КЕС, НАЦИОНАЛЬНЫМИ ПРАВИТЕЛЬСТВАМИ И МЕСТНЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ; ВЗАИМОДОПОЛНЯЮЩИЙ ХАРАКТЕР СУБСИДИЙ СТРУКТУРНОГО ХАРАКТЕРА; ГЛОБАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ; УГЛУБЛЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ВСЕМИ ОРГАНАМИ СООБЩЕСТВА: ЕФРР, ЕСФ, ФЕОГА, КРЕДИТОВ ЕИБ; КООРДИНАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ С ДРУГИМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ ДЕЙСТВИЙ; ПРЯМОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ.
Данута Хюбнер – комиссар по вопросам региональной политики