Вариации на тему …. организационной структуры Подготовлено Анной Аркадьевной Ярвиц, Директором по развитию бизнеса Никомед-СНГ
Организационные структуры зависят от стратегии вхождения на локальный рынок Фокус на эффективную координацию и интеграцию операционных подразделений и планов и устранение потенциального дублирования усилий Мультинациональные корпорации - MNE
Экспортная единица Аутсорсинг Представительство Торговая организация Совместное предприятие Мультинациональные корпорации - MNE
Характеризует отношения между штаб-квартирой и дочерним подразделением: стратегия, управление и операционный контроль 3 типа организационных структур Макропирамидный Зонтичный Взаимозависимый MNE – Majaros Model
Macropyramid - штаб-квартира принимает все стратегические решения, они являются обязательными к исполнению на локальном рынке Umbrella – общие рекомендации исходят от штаб-квартиры, каждое подразделение разрабатывает локальный стратегический план Interglomorate – автономные подразделения самостоятельно занимаются стратегическим планированием MNE: Где разрабатывается стратегия?
Прозрачная система управления Понятные иерархия и подчинение Распределение полномочий и ответственности Управляемость ресурсов, включая человеческие Адаптивность структуры к стратегии компании Исключение дефицита коммуникаций Общие принципы построения оргструктур
Размер компании и бизнеса Географическое покрытие Свобода в принятии решений Задачи бизнеса Предыдущий опыт организации бизнеса Продуктовый портфель Целевые аудитории Переменные, влияющие на решение
Регион Продукт Клиент Функции Проект Вокруг чего?
Функциональная структура
Преимущества Понятные вертикально- интегрированные полномочия по основным функциям Недостатки Дефицит знаний продуктов Недостаток координации между функциями
Бизнес-единица
Интегрированная – маркетинг, продажи, логистика, регистрация Регулярная – маркетинг, продажи Бизнес-единица
Продукт-Ориентированная структура - BUs Преимущества Синергизм в продвижении Безболезненное расширение портфеля Хорошее знание продуктов и их рынка Приближенность продуктов к потребителю Ответственность за прибыль BU Недостатки Дублирование функций на центральном и региональном уровне «Зашитость» ресурсов Не учитывает региональные особенности стадий продуктового жизненного цикла
Матричная структура
Преимущества Усиление управленческого контроля между функциями Сохранение функциональных департаментов Координация вместо единоначалия Ориентирована на различные компетенции: знание продуктов, регионов, клиентов, маркетинга\продаж\ финансов Недостатки Двойное рапортирование Замедление скорости принятия решений Высокая компромиссность решений – поиск консенсуса Дублированные коммуникации Может потребовать значительных изменений в культуре компании
Задачи маркетинга и продаж: ключевые отличия маркетинг продажи регион ٭ ٭
Продажи – на регионах Маркетинг – на препаратах Коммерческий – на дистрибьюторах Финансовый – на балансовом отчете Отличия в функциональных фокусах
Бизнес-единицы Категории препаратов\франчайза Категории клиентов Отдельной географии Проекта Операционной единицы Оценка прибыльности
Заключение На практике многие организации представляют собой «гибрид» возможных конфигураций Организационная структура не статична – она должна меняться вместе со стратегией Соотношение штаб-квартиры и подразделения во многом определяет тип организационной структуры Перспективы кросс-функциональных и кросс- продуктовых организаций
Ре-организация не означает, что до этого была организация… Джо Трентин