Неоинституциональная экономическая теория Кандидат экономических наук © Бренделева Елена Алексеевна Авторский курс
Тема 5: Институциональные аспекты государственного регулирования экономикой Вопросы: 1. Институциональная природа государства. 2. Определение и функции государства. 3. Государство и status quo. 5. Теории государства: контрактные и эксплуататорские. 4. Государство и экономические результаты
1. Институциональная природа государства Мы не можем обойтись без государства, но и не можем сосуществовать с ним. Как сделать так, чтобы государство выступало в виде беспристрастной третьей стороны Дуглас Норт
Персонифицированный обмен Повторяемость, культурная гомогенность (набор общих ценностей), отсутствие контроля со стороны третьих лиц Трансакционные издержки min Сообщество в котором отсутствуют законодательные, судебные и правоохранительные органы и нет общих правил
Неперсонифицированный обмен Множество сделок, часто единичных, сложные соглашения, дополнительные институты Трансакционные издержки mах Общество, в котором имеются общие правила, законодательные, судебные органы, но отсутствует полиция, или армия и принуждение к соблюдению закона носит частный характер
Неперсонифицированный обмен с контролем третьей стороны Множество сделок, отдельные сделки контролируются третьими лицами, но большинство государством min mах Сообщество, в котором государство устанавливает правила, выполняет функции третейского судьи при конфликтах
2. Определение и функции государства Государство - это организация со сравнительными преимуществами в осуществлении насилия на территории, границы которой определены его способностью облагать налогом подданных Государство (с точки зрения теории трансакционных издержек) min трансакционные издержки издержки агентских соглашений конкуренция Государство - простой набор приемов, машина, которая делает возможным осуществление коллективных действий Власть суверена Расходы государства
Функции государства 1. Спецификация и защита прав собственности 2. Создание каналов обмена информацией 3. Разработка стандартов мер и весов 4. Создание каналов и механизмов физического обмена товарами и услугами 5. Правоохранительная деятельность и выполнение роли третьей стороны в конфликтах 6. Производство чистых общественных благ
Поскольку сплошь и рядом люди предпочитают делать то, что, по их мнению, соответствует их собственным интересам, чтобы изменить их поведение в сфере экономики, их нужно заинтересовать. Правительству при этом доступно только одно средство – изменить законы или способы их применения Поскольку сплошь и рядом люди предпочитают делать то, что, по их мнению, соответствует их собственным интересам, чтобы изменить их поведение в сфере экономики, их нужно заинтересовать. Правительству при этом доступно только одно средство – изменить законы или способы их применения Рональд Коуз Рональд Коуз 3. Государство и status quo
Status quo Новый закон Экономическое принуждение Экономическое равновесие Насильственное принуждение Насильственное равновесие Экстернальные ситуации Измененная правовая система Status quo
4. Государство, институты и экономические результаты Культура и история Государство: Законодательная власть Исполнительная власть Судебная власть Институциональная структура Неформальные правила Формальные правила Структура стимулов Трансакционные издержки Технологии Проблема «принципал-агент» Контракты Экономические результаты
Томас Гоббс 1651 г. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного или гражданского Левиафан- библейское морское чудовище стало нарицательным и используется для характеристики деспотичности и диктата государства, где царит бюрократический произвол 5. Теории государства
Постконституционная стадия Государство - аппарат насилия: чем шире круг проблем, решаемых государством, тем меньше свободы у индивидов 1900 г г. 40 раз Гос. расходы США Модель самораскручивающегося механизма роста бюджета Индивиды принимают нежелательные решения: - временной лаг между принятием решения и его реализацией - отрицательные экстерналии отдельных статей бюджета - поведение политика на основе трех моделей
Упорядоченная анархия - добровольные личные взаимодействия индивидов без установления формализованных правил «живи и давай жить другим» максимальная степень свободы - естественное распределение прав на ресурсы и произведенные блага Граница анархии - степень терпимости индивидов по отношению друг к другу нарушение терпимости Общественная война «всех против всех» Дж. Бьюкенен Границы свободы. Между анархией и Левиафаном. (род. 1919)
Конституционный договор желание добиться определенности в поведении других Постконституционный договор перераспределение благ на основе обмена правами собственности Всеобщее соглашение о закрепления прав, полученных в ходе естественного распределения Появление государства (необходимость системы наказания) Дилемма наказания Цепь постконституционных договоров Насильственное равновесие
Государство - социальный контракт Издержки управления > Издержек агентских соглашений Протест (проблема безбилетника) = > Дилемма заключенного
Теории государства Контрактные Государство правовое защищающее Конституционная стадия Эксплуататорские 1) Государство производящее Постконституционная стадия 2)Теория «оседлого бандита»
Методы борьбы с искажениями бюджетного процесса (по Бьюкенену) 1. Зависимость заработной платы гос. служащих, срок их пребывания на должности и продвижение по служебной лестнице с эффективностью их работы 2. Установление конституционных ограничений роста государства,введя контроль за самоуправлением (принцип исполнительной, законодательной и судебных властей обычно направлен не на эффективное ограничение роста, а на контроль за соблюдением демократических процедур 3. Встроить механизм контроля за саморегулированием в конституцию всеобщего договора
Литература: Основная 1. Бренделева Е.А. Неоинституциональная экономическая теория / Уч. Пособие. – М.: Дело и сервис, Глава Бъюкенен Дж. Границы свобода. Между анархией и Левиафаном / Серия: «Нобелевские лауреаты по экономике». Т М.: Таурус Альфа, 1997.