Тольяттинский государственный университет Ельцов В.В. Совместная образовательная программа. Этапы в организации и проведении работ по проектированию образовательных программ Тольятти -2009
Совместная образовательная программа. Варианты формирования ОПг Вариант 1 По определенному направлению и уровню подготовки студентов каждый участник ПКУ разрабатывает (модернизирует) образовательную программу в соответствии с сформированными общими требованиями к проектированию ОПг с последующей ее аккредитацией. В рамках каждой программы разрабатывается однотипный (для участников ПКУ) блочно- модульный учебный план. Формируются соответствующие траектории подготовки студентов из блоков каждого учебного плана, тем самым реализуется принцип мобильности студентов и преподавателей.
Совместная образовательная программа. Варианты формирования ОПг Вариант 2 Формируется целевой заказ на подготовку специалистов определенного направления и уровня Каждый участник ПКУ прорабатывает по заданным критериям определенную часть ОПг, для последующего интегрирования в единую ОПг и ее аккредитации. Разрабатывается единый учебный план с учетом ресурсов и возможностей каждого участника ПКУ Осуществляется организация учебного процесса по созданному плану.
1 й этап – организационно - информационный Шаг 1: Определение направления и уровня подготовки ОПг. Шаг 2: Организация рабочей группы для проектирования ОПг Шаг 3: Разработка технического задания на проектирование Шаг 4: Аналитика вариантов, методов и подходов к проектированию ОПг Шаг 5: Аналитика руководящих документов Российских и международных стандартов по проектированию ОПг
2 й этап - подготовка к проектированию Шаг 1: Определение концепции ОПг, ее основной идеи с приведением обоснования необходимости разработки; Шаг 2: Определение мировых требований к компетенциям специалистов в области техники и технологий (FEANI, EMF, ABET); Шаг 3: Определение требований к компетенциям выпускников на уровне международных стандартов ( WA Graduate Attributes and Professional Competencies, EUR-ACE Framework Standards for Accreditation of Engineering Programmes );
2 й этап - подготовка к проектированию Шаг 4: Определение специальных требований потенциальных работодателей (разработка профстандарта) Шаг 5: Выделение среди потенциальных работодателей стратегических партнеров, которые будут наиболее активно участвовать в разработке и реализации программ. Шаг 6: Выявление требования ФГОС ВПО для данного направления и уровня подготовки и определение соответствия требований ГОС и профстандарта.
2 й этап - подготовка к проектированию Шаг 7: Интегрирование всех требований в виде перечня (матрицы компетенций) профессиональных, общеинженерных и универсальных (социально-личностных) компетенций, Шаг 8: Выбор Российского или зарубежного университета-партнера, который будет участвовать в разработке и реализации программы. Профиль проектируемой совместной программы должен был отвечать интересам обоих университетов, и ориентирован на мировую конкурентную среду.
3 й этап – проектирование образовательной программы Шаг 1: Определение целей образовательной программы и результатов обучения. Шаг 2: Оценка кредитной стоимости результатов обучения по образовательной программе. Шаг 3: Формирование матрицы : результаты обучения - дидактические единицы ( модули, блоки ) учебного плана образовательной программы. Шаг 4: Оценка кредитной стоимости и временного ресурса дидактических единиц ( модулей, блоков )
3 й этап – проектирование образовательной программы Шаг 5: Анализ существующих в вузах участниках ПКУ учебных курсов (модулей, блоков) на соответствие предъявляемым требованиям к образовательным результатам Шаг 6: Выбор и разработка образовательных технологий, обеспечивающих достижение соответствующих результатов обучения по образовательной программе. Шаг 7: Формирование блочно-модульного учебного плана с набором взаимозаменяемых учебных блоков и блоков для обеспечения траекторности обучения.
3 й этап – проектирование образовательной программы Шаг 8: Определение перечня и формирование траекторий подготовки выпускников по различным профилям (специализациям) Шаг 9: Разработка механизма корреляции существующих образовательных программ участников ПКУ с разрабатываемой совместной программой. Шаг 10: Определение элементов оценивания, выбор механизмов, методов и средств оценки достижения результатов обучения по каждой траектории и качества освоения образовательной программы в целом.
3 й этап – проектирование образовательной программы Шаг 12: Шаг 12: Разработка механизма проверки достижения целей ОПг через оценку результатов обучения и корректировки качества образовательных результатов в рамках ОПг в случае их несоответствия. Постоянная актуализация образовательной программы