ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПРОБЛЕМ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МОСКОВСКОГО ИНСТИТУТА СТАЛИ И СПЛАВОВ (технологического университета) 1 ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ подготовки специалиста в контексте компетентностного подхода Н.М. Золотарева
«Качество… Вы знаете, что это такое, и в то же время не знаете этого. Какое противоречие! Но ведь некоторые вещи лучше других, значит они обладают большим качеством. Однако пытаешься определить, что есть само Качество, а не вещи, которые ими обладают, все превращается в сплошной пшик…» Роберт М. Пирсинг «Дзен, или искусство ухода за мотоциклом» ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПРОБЛЕМ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МОСКОВСКОГО ИНСТИТУТА СТАЛИ И СПЛАВОВ (технологического университета)
Проблемы управления качеством особые. Они связаны с решением стратегических, оперативных и тактических задач. Их решение требует анализа сложившейся в ОУ ситуации и принятия решений: что, кем, в какой последовательности от первого до последнего курса во всех подсистемах должно быть сделано, чтобы конечные результаты по признакам готовности студентов и предстоящей деятельности стали более высокими.
Качество профессионального образования: сущность понятия - это сбалансированное соответствие профессионального образования (ПО) многообразным потребностям, целям, нормам - это системная совокупность иерархически организованных, социально значимых сущностных свойств профессионального образования(ПО) Соответствие чему? Совокупность каких свойств? Что такое «профессиональное образование»?
ОБРАЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТ Образованность выпускника ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС Цели образования Содержание образования Средства образовательных коммуникаций Преподаватель Студент ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА Преподаватель Студент Мировая Европейская Российская Образовательное учреждение Кафедра Дисциплина Специальность Дисциплина
Качество ПО - это сбалансированное соответствие ПО многообразным потребностям, целям, нормам Образованность выпускника Потребители Заинтересованные стороны Потребности Цели нормы Потребности Цели нормы Образовательный процесс
Качество ПО - это системная совокупность иерархически организованных, социально значимых сущностных свойств профессионального образования(ПО) Потребители Заинтересованные стороны Потребности Цели нормы X 1 ….. X n Потребности Цели нормы Y 1 ….. Y n Образовательный процесс A 1 ….. A n Образованность выпускника B 1 ….. B n
Качество профессионального образования - Это сбалансированное соответствие совокупности социально значимых характеристик многообразным Потребностям (государство, РТ, родители, студенты, преподаватели..) Требованиям (…), Целям (…), Нормам (…).
Нормы качества образования - это выявленные, признанные и зафиксированные документально системы требований к качеству образования, соответствующих потребностям общества и личности в качестве образования определенной структуры и уровня
Уровни образовательной системы и нормы качества образования Уровни образовательных систем Студент Мировая Европейская Российская Образовательное учреждение Специальность Дисциплина Нормы качества профессионального образования Международные Государственные Национально-региональные Профессиональных сообществ Образовательных учреждений Индивидуальные
Управление качеством профессионального образования - это управление отношением соответствия профессионального образования многообразным потребностям, эталонам, нормам - это воздействие на процессы становления, обеспечения и улучшения качества образования по отношению ко всем объектам и процессам в профессиональном образовании со стороны субъекта управления и организация им обратной связи в соответствии со сформулированными целями, нормами, стандартами - это управление качеством подготовки специалистов
СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА Вх.инф. Вых.инф. Сбор информации и оценка ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС Принятие управленческого решения по управлению качеством образования Цели, требования, нормы, стандарты СИСТЕМА УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА Инф. о перспективных тенденция в области качества образования
функционированиеразвитие ресурсы Процессы управления качеством подготовки специалистов как большой сложной системы
Образование как результат Качество как сбалансированное соответствие совокупности социально значимых характеристик –Потребностям (государство, РТ, родители, студенты, преподаватели..) –Требованиям (…), –Целям (…), –Нормам (…).
Образование как результат Потреб- ности ЭталоныТребова- ния Нормы Межстрановые ???? Государственные ???? Национально- региональные ???? Профессиональных сообществ ???? Обр. учреждений ???? Индивидуальные ???? Модель выпускника
ОБЩЕСТВО Специальность 2Специальность 3 … Специальность n Образовательный процесс в вузе Специальность 1