«Проблемы подготовки инженерных кадров» Приложение Март 2011 г.
1 Развитие мировой экономики в последние 20 лет и резко усилившиеся процессы глобализации требуют коренной модернизации российской промышленности, в том числе перевода энергетической отрасли на новый технологический уровень, внедрения нового энергоэффективного и высокотехнологического оборудования. К сожалению, процессы модернизации российской промышленности, внедрение новой техники и технологии не нашли должного отражения в российском техническом образовании и системе подготовки инженерных кадров.
2 1. Состояние современной системы технического образования в Российской Федерации 1.Высшие технические учебные заведения, выпускники которых определяют развитие отраслей промышленности (в том числе энергетики), потеряли статус центров инновационной технической активности; 2.Снижение мотивации у молодежи к получению высшего технического образования; 3.Существенная дифференциация в доходах выпускников ВУЗов финансово-экономических и инженерно-технических специальностей. Падение престижности инженерно-технического образования; 4.Устаревшая материально-техническая база инженерно-технических вузов; 5.Старение и вымывание научных и преподавательских кадров в инженерно-технических вузах, отсутствие государственной системы подготовки и повышения квалификации преподавательского состава инженерно-технических вузов; 6.Учебные стандарты отстают от темпов проведения реформ в энергетическом комплексе страны. Выпускники ВУЗов не готовы к реализации программы по реформированию отрасли. 7.Разрыв взаимоотношений между производством и образовательными учреждениями в процессе подготовки инженерных кадров (отсутствует прикладной характер высшего образования). Система образования фактически самостоятельно определяет требования к уровню профессиональных знаний и навыков выпускников технических ВУЗов. Современное состояние системы технического образования в Российской Федерации характеризуется следующими основными тенденциями:
3 2. Проблемы подготовки инженерных кадров Современное состояние системы технического образования породило ряд проблем, оказывающих существенное влияние на состояние промышленного производства и перспективы модернизации экономики Российской Федерации: 1.дефицит выпускников технических ВУЗов по целому ряду профессий, в том числе для энергетической отрасли (инженер по релейной защите и автоматики, инженер по автоматизированным системам управления производством и т.д.); 2.значительная часть выпускников инженерно-технических ВУЗов из-за непрестижности инженерных профессий и низкого уровня её оплаты не хотят работать по специальности после окончания ВУЗов; 3.сравнительно низкий уровень квалификационной подготовки выпускников технических вузов, необходимость проведения переобучения выпускников после окончания ВУЗов на производстве; 4.практически прекратила свое существование система ВТУЗов, имевшая прикладной характер образовательных стандартов; 5.не эффективная система переподготовки и повышения квалификации инженерных кадров (не эффективное «послеопытное» образование).
4 3. Предложения по совершенствованию системы подготовки инженерных кадров Основным направлением реформы государственной системы профессиональной подготовки является переориентация высших учебных заведений на целевую подготовку специалистов для потребностей производства. При этом, основным показателем высокого качества деятельности учебного заведения и основанием для бюджетного финансирования ВУЗов должно стать количество их выпускников трудоустроенных по полученным профессиям. Для повышения качества подготовки инженерных кадров и полноценного обеспечения российских предприятий высококвалифицированными специалистами необходимо принятие следующих первоочередных мер: переход на долгосрочное прогнозирование социально-экономического развития, включая прогноз развития человеческих ресурсов, и на этой основе формирование государственного заказа на перспективную подготовку специалистов для российской экономики. При этом, прогнозы должны разрабатываться в отраслевом, профессионально- квалификационном и региональном разрезах с учетом отраслевых и региональных стратегий развития экономики; возрождение прикладного и инновационного характера образовательных стандартов; разработка государственной программы о повышении социального статуса Инженера; 1
5 3. Предложения по совершенствованию системы подготовки инженерных кадров формирование национальной карты квалификаций, а также профессиональных стандартов, на основе которых должны быть пересмотрены образовательные стандарты в ВУЗах; развитие государственной (национальной) системы профессиональной ориентации молодежи, направленной на потребности реальной экономики; восстановление ранней профессиональной ориентации молодежи начиная с класса средней школы; разработка предложений по реформированию системы профессиональной подготовки на целевой заказ специалистов (в первую очередь инженерных кадров) для потребностей производства; создание в регионах координационных советов с участием руководителей профильных региональных министерств и ведомств, региональных Союзов промышленников и предпринимателей, совета ректоров университетов, совета колледжей и совета профессиональных лицеев. При этом, функции координационных советов должны включать в себя анализ состояния прогнозирования, разработку мер по повышению качества образования и переподготовке кадров, профессиональных и общеобразовательных стандартов и рекомендаций по перепрофилированию ВУЗов, готовящих специалистов, невостребованных по полученной специальности; 2
6 3. Предложения по совершенствованию системы подготовки инженерных кадров проведение анализа оснащения технических образовательных учреждений и подготовка предложений по их оперативному оснащению современным оборудованием, учебными программами, современными IT-технологиями, повышение уровня изучения иностранных языков в связи с глобализацией экономики и международными требованиями по ведению бизнеса; проведение повторной сертификации технических учебных заведений, не имеющих необходимой учебной базы и качественного преподавательского состава, и подготовка предложения о целесообразности их дальнейшего сохранения в системе государственного образования; разработка программы переподготовки и получения высшего образования для инженеров-практиков, имеющих среднее специальное образование; возрождение практики распределения инженерных кадров после окончания ВУЗов на основании заявок предприятий; формирование системы «послеопытного» образования специалистов на базе ведущих ВУЗов; проведение анализа имеющегося корпоративного опыта предприятий по послевузовской переподготовке молодых специалистов, подготовка предложений, направленных на повышение качества образования технических специалистов. 3