КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ ГОРОДА МОСКВЫ 1 Проблемы и перспективы инвестирования средств фондов коллективных инвестиций и пенсионных фондов в столичный госдолг. Декабрь 2008 года
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ ГОРОДА МОСКВЫ 2 Раздел I. Роль фондов коллективных инвестиций на рынке заимствований города Москвы
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ ГОРОДА МОСКВЫ 3 Структура владельцев облигаций Москвы Коммерческие банки, 95% Прочие, 5% В настоящее время основным держателем облигаций Москвы и главным источником заемных ресурсов для городского бюджета являются коммерческие банки. Доля управляющих компаний коллективных инвестиций в структуре внутренних заимствований Москвы составляет менее 5%.
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ ГОРОДА МОСКВЫ 4 Структура инвесторов при размещении внешних займов города Москвы Управляющие компании инвестиционных фондов сформировали наибольшую долю спроса при первичном размещении еврооблигаций Москвы в 2004 и 2006 гг. Банки, 40% Инвестиционные Фонды, 45% Прочие, 2% Пенсионные Фонды, 2% Страховые компании, 2% Частные инвесторы, 8% Брокеры/ Дилеры, 1% Еврозайм 2004 года Банки, 33% Инвестиционные фонды, 49% Прочие, 6% Государственные агентства, 3% Брокеры/ Дилеры, 5% Пенсионные фонды, 1% Страховые компании, 3% Еврозайм 2006 года Данная структура инвесторов характерна для облигационных размещений на международных рынках капитала
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ ГОРОДА МОСКВЫ 5 Инвестиционные фонды – ключевой элемент современной финансовой системы Пенсионные фонды и фонды коллективных инвестиций - основной поставщик долгосрочных ресурсов на глобальном долговом рынке. Россия демонстрирует разительное отставание в области развития рынка коллективных инвестиций. Совершенствование институциональной инвестиционной среды - необходимый элемент развития финансовых рынков в России, повышения их устойчивости к кризисам. 20% 40% 60% 80% 100% 120% СШАВеликобританияПольшаГерманияРоссия Активы в негосударственных накопительных пенсионных фондах Стоимость чистых активов паевых фондов Активы институциональных инвесторов % ВВП
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ ГОРОДА МОСКВЫ 6 Возможные направления развития рынка коллективных инвестиций 1.Либерализация законодательства 2.Решение инфраструктурных проблем 3.Снижение транзакционных издержек 4.Укрупнение участников рынка 5.Финансовая грамотность населения 6.Меры по повышению доверия граждан 7.Развитие системы и инструментов страхования финансовых рисков
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ ГОРОДА МОСКВЫ 7 Раздел II. Политика Москвы на рынке облигаций в условиях кризиса
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ ГОРОДА МОСКВЫ 8 Ситуация на рынке облигаций Москвы Облигации Москвы на внутреннем рынке демонстрировали относительно высокую устойчивость к негативным тенденциям. В настоящее время доходность долговых инструментов Москвы находится в диапазоне от 10 до 14% годовых. Новые уровни доходности делают облигации Москвы привлекательным инвестиционным инструментом для фондов коллективных инвестиций Высокое кредитное качество облигаций Москвы – гарантия сохранности средств в условиях кризиса Динамика индексов доходности облигаций города Москвы, % годовых в рублях /0804/0805/0806/0807/0808/0809/0810/0811/08 Дюрация 5 лет Дюрация 3 года % годовых Динамика доходности еврооблигаций города Москвы, % годовых в евро /0804/0805/0806/0807/0808/0809/0810/0811/08 Москва-11 Москва-16 % годовых
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ ГОРОДА МОСКВЫ 9 Программа заимствований города Москвы на годы * млрд. рублей Привлечение заимствований 54,2282,2890,33 внутренние заимствования 54,2282,2875,00 государственные ценные бумаги 48,0072,2865,0065,00 кредиты, полученные от кредитных организаций 6,2210,00 внешние заимствования 15,33 кредиты иностранных коммерческих банков 15,33 Погашение заимствований 21,0431,1231,43 внутренние заимствования 21,0431,1216,10 государственные ценные бумаги 20,0030,0015,00 бюджетные кредиты, полученные от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 1,041,121,10 внешние заимствования 15,33 кредиты иностранных коммерческих банков 15,33 Финансирование дефицита бюджета за счет заимствований 33,1851,1658,90 * в соответствии с проектом закона «О бюджете города Москвы на 2009 год и плановый период годов» (данные с сайта Департамента финансов города Москвы)
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ ГОРОДА МОСКВЫ 10 Политика заимствований на период до 2011 года В случае сохранения «кризисных» явлений на долговых рынках и неприемлемо высокой стоимости заимствований на длинных сроках Москва планирует временно перейти к размещению облигаций короткой и средней дюрации (в ближайшие два года срочностью до 3 лет) Концепция размещения облигаций на период 2009–2011 гг. тыс. руб. * плановые параметры будут корректироваться в зависимости от текущей бюджетной политики и рыночной конъюнктуры срок погашения «Кризисный» сценарий Базовый сценарий Ключевой элемент политики заимствований Москвы - концентрация ликвидности в крупных «эталонных» выпусках. В случае стабилизации ситуации на финансовых рынках Москва планирует размещение эталонных выпусков со сроками погашения 3, 5, 10 и 15 лет * плановые параметры будут корректироваться в зависимости от текущей бюджетной политики и рыночной конъюнктуры Концепция размещения облигаций на период 2009–2011 гг. тыс. руб. срок погашения
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ ГОРОДА МОСКВЫ 11 Инструменты заимствований в рамках «кризисного» сценария 1. Размещение выпусков облигаций Москвы короткой и средней дюрации 2. Проведение операций РЕПО с облигациями Москвы В настоящее время к размещению подготовлены пять кратко- и среднесрочных выпусков облигаций Москвы Москва имеет возможность привлекать денежные средства на сроки максимально удовлетворяющие потребности банков путем проведения операций РЕПО со средне- и долгосрочными облигациями города. Указанные операции будут проводиться в случае потребности бюджета города в краткосрочных денежных ресурсах (до 1 года). Москва об1, Москва об1, Москва об2, Москва об3, Москва об3, Регистрационный номер Лет до погашения (к ) Объем эмиссии, млн. руб. Итого Объем к размещению в 2009, млн. руб Москва об2,
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ ГОРОДА МОСКВЫ 12 Показатели долговой нагрузки (с учетом размещения облигаций в гг. в рамках «кризисного» сценария) в млрд. рублей предельное значение Сумма долга **92,1116,7149,9201,1260,0 Ежегодные выплаты на погашение долга23,42,421,021,031,131,4 Обслуживание долга8,813,917,322,325,8 Отношение долга к доходам бюджета24%10% 10%10%11%11%12%12% Обслуживание долга к расходам бюджета15%1% Сумма выплат на погашение и обслуживание долга к доходам бюджета 15%3%1%3%3%3%3%3%3% Выплаты на погашение долга к капитальному ресурсу100%6%1%5%6%6%6%6% Выплаты на погашение долга к текущему балансу50%7%1%5%6%6%6% * все бюджетные и долговые показатели на конец периода ** оценка Комитета Показатели долговой нагрузки* Параметры долга Показатели долговой нагрузки Даже в случае реализации «кризисного» сценария и необходимости концентрации новых выпусков в короткой части кривой доходности Москва сохраняет существенный запас прочности по показателям долговой нагрузки на горизонте ближайших 3 лет.
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ ГОРОДА МОСКВЫ 13 Москва планирует восстановить позиции «бэнчмарк» на российском рынке облигаций Таким образом, в будущем году Москва планирует предложить рынку инструменты, обладающие такими качествами, как: Надежность: даже в условиях реализации «кризисного» сценария Москва сохраняет существенный запас прочности по установленным показателям долговой нагрузки. Высокая ликвидность: Москва продолжит практику концентрирования ликвидности в крупных «эталонных» выпусках. Оптимальная срочность: Москва планирует и располагает возможностью размещать инструменты, имеющие востребованную рынком срочность. Москва заинтересована и имеет все необходимые предпосылки для восстановления позиций «бэнчмарк» на российском рынке облигаций.
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ ГОРОДА МОСКВЫ 14 Информационные ресурсы Официальный сервер Правительства Москвы