Предложения НАПФ о внесении изменений в Постановление Правительства 63 «Об утверждении правил размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением» Позиция НАПФ на введение в нормативные документы и использовании регулятором мотивированного суждения
Предложения о внесении изменений в Постановление Правительства 63 «Об утверждении правил размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением». Суть предлагаемого измененияОбоснование 1. Понизить требование к рейтингу для приобретаемых облигаций иностранной коммерческой организации с ВВВ- до ВВ-. Минимальный рейтинг ВВ- уже стал стандартом. Он является ограничением для страховых резервов и пенсионных накоплений. Логично применить его и к пенсионным резервам. 2. Исключить требование в 40% на внесписочные ЦБ и 15% на первичное размещение при условии того, что рейтинг эмитента не ниже уровня BB-. По пенсионным накоплениям таких ограничений нет (требования к эмитентам: А1 или ВВ-). При этом можно покупать внесписочные облигации и участвовать в первичных размещениях облигаций. 3. Добавить в число разрешенных активов векселя российских банков. Так как разрешенные в настоящий момент депозитные сертификаты по своей документарной форме и смыслу близки к векселям и на практике являются менее ликвидным инструментом, чем банковские векселя. 4. Увеличить долю закрытых паевых инвестиционных фондов, предназначенных для квалифицированных инвесторов до 25%. Увеличить долю не обращающихся на бирже фондов до 25%. НПФ относятся к квалифицированным инвесторам в силу закона 39- ФЗ «О рынке ценных бумаг». В тоже время 63ПП сегодня значительно ограничивает объем ЗПИФов, предназначенных для квалифицированных инвесторов (5%РППО+100%СР). Под это же ограничение попадают необращающиеся на бирже ЗПИФы, что значительно затрудняет формирование новых ЗПИФ. ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Предложения о внесении изменений в Постановление Правительства 63 «Об утверждении правил размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением». Суть предлагаемого измененияОбоснование 5.Предлагается рассмотреть вопрос возможного включения в состав пенсионных резервов активов, полученных в процессе новации дефолтных облигаций, при условии, что их оценка равна 0. Предлагаемый перечень активов: - жилая недвижимость, права на недвижимое имущество, складские свидетельства, акции ЗАО, доли в ООО. Это даст возможность в процессе реструктуризации дефолтных активов получать обеспечение исполнения денежных обязательств в виде таких активов, а в случае его неисполнения непосредственно эти активы. Предложены активы, которые могут быть учтены специализированным депозитарием. 6.Добавить в список активов, которые могут составлять пенсионные резервы фонда текущие (до востребования) обезличенные металлические банковские счета (не более 20%) Добавить возможность инвестирования в металлы с целью диверсификации активов 7.Разрешить (до 30% от пенсионных резервов) обратные сделки РЕПО – продажа денежных средств в короткую. При условии совершения их на бирже. Возможность выгодной краткосрочной продажи свободных денежных средств. ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Предложения о внесении изменений в Постановление Правительства 63 «Об утверждении правил размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением». Суть предлагаемого измененияОбоснование 8.Не распространять требования по предельному объему сделок, совершаемых в течение квартала, на сделки РПС (сейчас не более 20% от СЧА на начало квартала). Например, уровень комиссии ММВБ при сделках РПС составляет не более 1500 руб., что делает их более эффективными при объеме сделки свыше 8 млн.р. Также под данное ограничение попадают первичные размещения ценных бумаг. 9.Распространить режим размещения пенсионных резервов, установленный для государственных ценных бумаг Российской Федерации и для государственных ценных бумаг субъектов РФ, на облигации, выпущенные в обеспечение концессионных соглашений. 10.На приобретаемые в ходе первичного размещения ЦБ не должен распространятся лимит на 20% внебиржевых сделок. Необходимо внести изменения в пункт 22 в связи с тем, что при приобретении ЦБ при первичном размещении не соблюдаются требования п. 21, и в соответствии с п.п. «а» п. 28 указанные сделки должны насчитываться в 20% внебиржевых сделок. Редакция предлагается в случае не прохождения предложения, указанного в п.8. ОПЕРАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Предложения о внесении изменений в Постановление Правительства 63 «Об утверждении правил размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением». Суть предлагаемого измененияОбоснование 11.Не устанавливать срок устранения нарушения на активы с рыночной оценкой равной нулю (как правило, дефолтные активы). Актив с оценкой ноль не влияет на структуру и рыночную стоимость активов. Сейчас, если бумага облигация становится необращающейся, то установлен срок устранения такого нарушения – 6 месяцев. Это не реально короткий срок в случае, если эмитент находится в процедуре наблюдения или банкротства. 12.Обязать фонд открывать отдельный банковский счет для осуществления операций с пенсионными резервами Необходим специализированному депозитарию для выполнения контрольных функций. 13.Уточнить порядок контроля объема внебиржевых сделок, совершаемых УК в течение квартала. Производить расчет 20% от стоимости пенсионных резервов фонда, находящихся в доверительном управлении управляющей компании, по состоянию на последний день предыдущего квартала. Сейчас расчет идет на первый день, что не позволяет заключать внебиржевые сделки в первый день каждого квартала. 14. Установить срок уведомления специализированным депозитарием о нарушении по аналогии с.6 п.2 ст.45 ФЗ-156 – 3 дня В случае с НПФ – 1 день, для ПИФов – 3 дня. Предложение – унифицировать требования 63ПП с федеральным законом. ОПЕРАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Предложение ФСФР о введении в нормативные документы и использовании регулятором мотивированного суждения Суть предложения ФСФР: Внедрить в нормативные документы и регулятивную практику институт мотивированного суждения. Мотивированные суждения выносятся сотрудниками регулятора по поводу соответствия профессиональных участников рынка тем или иным критериям. Для чего регулятор будет обладать полномочиями получения любых документов и объяснений должностных лиц без проведения проверок. Главная область применения мотивированного суждения регулирование рисков. (Прямые количественные требования и ограничения не позволяют охватить весь спектр рисков операций участников.) 1.Системы управления рисками 2.Применяемые процедуры управления рисками 3.Соответствие квалификации управляющих рисками
Предложение ФСФР о введении в нормативные документы и использовании регулятором мотивированного суждения РИСКИ Недостаточная проработка критериев Коррупционные риски Чрезмерная свобода интерпретации сотрудниками регулятора Неапробированные на практике критерии Блокировка бизнес-процессов Участников Риск недостаточной квалификации и объективности лиц, формирующих мотивированное суждение Дополнительные расходы федерального бюджета (привлечение квалифицированных кадров)
Предложение ФСФР о введении в нормативные документы и использовании регулятором мотивированного суждения Позиция НАПФ Сложность и многогранность финансовой сферы Необходимо ограничение поспешного применения института мотивированного суждения Необходимы четкие, проверенные временем и практикой критерии деятельности Участников Для разработки критериев необходимы: Предварительные обсуждения проектов стандартов Привлечение к разработке финансового сообщества Отсрочка обязательного внедрения стандартов Мировая практика, Базель Инерционный процесс Многолетние временные затраты на разработку и апробирование стандартов Мотивированное суждение должно развиваться вслед за эффективной системой количественных нормативов, а не опережать ее
Предложение ФСФР о введении в нормативные документы и использовании регулятором мотивированного суждения Предложения НАПФ Привлечь к разработке стандартов риск-менеджмента саморегулируемые организации (СРО). Предусмотреть процедуру обсуждения разработанных стандартов Участниками. Ввести период апробации стандартов ведущими участниками рынка с последующей корректировкой стандартов в случае необходимости. (Международная практика, Базельский комитет по банковскому надзору.) Внедрить стандарты как обязательные для участников СРО с возможностью апелляции к третейскому суду в случае несогласия Участника с мнением контролеров СРО. Переход к внедрению института мотивированной оценки (обязательные для выполнения стандарты). Обязательное прохождение сотрудниками регулятора соответствующей подготовки в области риск-менеджмента. В дальнейшем: